Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов

Страница 3

Подросток по своей натуре мечтатель-путешественник, поэтому, чтобы не исчез детский романтизм, не растворился в серых буднях, не пропал интерес к изучению окружающего мира, разрабатываются научно-поисковые исследовательские уроки в курсе географии 7 класса. Класс-экспедиция работает под руководством научного совета. Формируются экипажи для плавания по просторам Мирового океана, составляются лоций, изучаются морские термины, азы морского дела, каждый работает по определенной специальности (разработаны план - задания). Работа отражается в судовом журнале, оценивается в баллах. Работает пресс – центр, бюро переводчиков. Критерий оценок и основные требования, предъявляемые каждому, устанавливает научный совет: пройти на паруснике по следам кругосветных путешествий, повторить тот или иной маршрут, выполнить задания по телеграмме, спасти другое судно, перейти экватор, решить экологическую проблему, знать кодекс чести, - это далеко не полный перечень заданий, которые выполняются при изучении раздела «Мировой океан».

Мы живем далеко от моря, но ощутить его близость помогают такие уроки. Никто не боится, что получит «2» или вдруг его внезапно спросят. Учащиеся знают, что их выручат товарищи. В сложной ситуации можно попросить помощи, но соблюдается главное условие – у тебя всегда есть, что предложить из прочитанного: на парте – справочник, энциклопедия, популярные журналы, которыми можно пользоваться во время выполнения заданий. Но если ты подвел членов своего экипажа – быть тебе «списанным на берег».

Продолжается исследовательская работа и при изучении материков, но меняются специальности в экспедиции, формы передвижения. Перед нами – страны, народы со своими традициями, бытом. Появляются новые задания: провести исследование причин разных природных явлений, проявить себя в области геологии, климата, гидрологии, изучить, детально отработать карту, составить памятку туриста, рекламу, репортаж, визитную карточку страны и многое другое.

Но больше всего нравится ученикам задание: снять фильм. Появляются сценаристы, операторы, режиссеры. Кадр за кадром ожидает природа изучаемых стран и континентов. Научные, приключенческие фильмы, хроника и мультфильмы – можно представить любой (но короткий) фильм. Внеклассные мероприятия должны носить деловой характер, поэтому в 7 классе используются семинарские занятия, диалоги – диспуты, «политический бой» (по «горячим» точкам), где учатся принимать решения, анализировать происходящие события с помощью периодической печати.

Активность учащихся возрастает от умения учителя создать обстановку постоянного узнавания нового, стремления к творческому поиску. Как правило, члены научного совета – это знатоки клуба «Что, где, когда?», которые имеют дополнительные знания по изучаемым темам. Участники клуба выручают класс в трудных ситуациях, делают различные научные сообщения.

Необходимо обратить внимание на важную особенность экологического образования и воспитания. Отношение учащихся к окружающей среде, как правило, не совпадает ни с содержанием его знаний об этой среде, ни с уже выработанными навыками и умениями. Состояние окружающей среды выступает источником эмоциональных реакций школьников, когда они начинают соотносить ее со своими потребностями и мотивами. Далеко не всегда все эти виды деятельности укладываются в рамки урока. Поэтому специалисты многих стран единодушно признают важнейшим педагогическим условием экологического образования и воспитания наряду с теоретическим обучением в классе организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы [45]. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. Таким кабинетом может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время комплексных экологических экскурсий и полевого практикума, которые, по сути, выступают новыми межпредметными формами организации учебно-воспитательного процесса. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников, связи их с жизнью и трудом людей. Однако сегодня «объективных» натуралистических знаний о природной среде недостаточно для формирования экологической культуры.

Поэтому маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Опыт создания троп показывает, что при выборе маршрута необходимо стремиться к соблюдению ряда условий. Тропа должна быть расположена в местности, доступной в транспортном отношении. Желательно, чтобы район тропы хорошо посещался местным населением. Маршрут лучше всего прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети. При его выборе важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. Следует избегать больших участков с монотонными однотипными природными сообществами. Необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, ровного и пересеченного рельефа, уголков нетронутой природы с участками, которые подвергались значительному воздействию .

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru