Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов

Страница 1

Интерес учащихся к географии значительно шире того объема знаний, который они получают на уроке. Этот интерес помогает удовлетворить внеурочная работа по географии. В образе жизни подростка происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется характер учебной деятельности, и общая ситуация их школьной жизни имеет свои последствия, содержание учебного материала представляет собой теперь систематическое изложение основ наук. Его усвоение приводит к формированию на протяжении всего подросткового возраста мышления в понятиях, что, в свою очередь, оказывает большое влияние на все психическое развитие школьника. Новые знания обогащают и расширяют представления учащихся об окружающей действительности, открывают новые области явлений, а новый уровень мышления делает возможным сопоставлять и систематизировать свои представления и глубже проникать в причины и сущность явлений. На этой основе формируется более высокий уровень познавательных интересов подростков. Интересы становятся более устойчивыми, перестают носить эпизодический характер, не исчерпывается знаниями, получаемыми на уроке. У подростков возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной литературе и научной фантастике.

Возможности для организации внеклассной работы в 7 классе весьма разнообразны. Здесь и организация школьного клуба кино-путешественников, и постановка докладов об исследованиях материков в прошлом и в настоящее время, и работа с газетами и журналами, ведение карты географических новостей.

Очень большое значение, в частности, имеет обучение школьников оценке событий, происходящих в мире. С ними учащиеся знакомятся по журналу «Вокруг света», по сообщениям радио и телевидению. Желающие получают от учителя задание следить за материалами по отдельным материкам и крупным странам, а также собирать эти материалы, а затем использовать их на заседаниях географического кружка.

Изредка можно заслушивать также сообщения о прочитанных книгах, подробнее – на занятии кружка, короче – на уроке, если их содержание связано с темой урока. Многие школьники увлекаются сбором иллюстраций, открыток о разных странах и народах. Из собранного материала можно изготовить плакаты – монтажи о материках в целом, а еще лучше отдельно о природе. Сейчас во многих школах, особенно городских, есть возможность пригласить тех, кто побывал за границей. Свои выступления они обычно сопровождают показом фотографий, диапозитивов, кинофильмов и вызывают большой интерес учащихся.

Внеурочная работа значительно дополняет учебную. Учащиеся, которые активно участвуют во внеурочной работе, как правило, хорошо знают географию.

Развитие взрослости в учебно-познавательной деятельности, важное направление в развитии, связано с развитием содержательных интересов и становлением планов на будущее. Оно вырастает из стремления подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует возникновение самостоятельной учебно-познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Такая деятельность и отношение к знаниям могут существовать вне связи с профессиональными намерениями и касаться науки, техники, искусства, одной или нескольких отраслей знания. Увлечение может иметь характер страсти, когда любимым занятиям, чтению отдается значительная часть не только свободного времени, но и времени, необходимого для подготовки уроков. Интересующие журналы и книги, нужные материалы и инструменты разыскиваются и приобретаются разными способами. Подростки начинают систематически посещать библиотеку, ходить на выставки и в музеи, детально изучают определенную часть экспозиции. Устанавливаются содержательные контакты с товарищами (на основе совпадения интересов). Ребята обсуждают различные вопросы, обмениваются книгами, материалами, помогают советом и делом в разных трудностях.

Участие в труде рядом и наравне с взрослыми, при большом доверии с их стороны, формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельность и сноровку в выполнении разных дел и обязанностей, умение думать и заботиться о других людях, чуткость и внимательность.

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Выполняя разные задания, ребята не прекращают общения. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забыть о товарищах. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков, к тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная и интересная информация, которая интенсивно поглощается подростком из разных источников, также конкурирует со знаниями, получаемыми в школе.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности личности и эмоциональной сферы детей c ЗПР
Незрелость личности ребенка с ЗПР, обусловленная особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Чувства у ребенка с ЗПР недостаточно дифференцированы. Диапазон переживаний у такого ребенка невелик, и они примитивны, полюсны: он испытывает только ...

Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность
Опыт работы учителей географии всегда характеризовался большой по объему, интересной по содержанию, активной внеклассной работой. Он обобщен в специальных периодических изданиях: теоретическом и научно-методическом журнале «География в школе», в научно-методических журналах «География и экология в школе XXI ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru