Проблемы патриотического воспитания в условиях современного российского образования

Педагогика как наука » Патриотическое воспитание в средних общеобразовательных школах » Проблемы патриотического воспитания в условиях современного российского образования

Страница 2

Мы рекомендуем уделить больше внимания краеведению на уроках:

- Географии: Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

- Истории: Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.

- Литературы: Целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Необходимо упомянуть важность и внеурочной краеведческой работы. Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры). Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

В-третьих, За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. Во многом это происходит из-за чрезмерного рвения в прививании любви к Родине, по сути являясь обратной стороной патриотического воспитания, необдуманным доведением патриотических идей до абсурда. Многонациональный характер нашего государства вместе со сложной этнической ситуацией во многих регионах является дополнительным катализатором националистических настроений, вызванных неумелой патриотической агитацией.

Согласно анкетированию, проведенному среди столичных школьников и студентов с целью выявления уровня этнических проблем, на вопрос, возникают ли в учебных заведениях конфликты между учениками разных национальностей, более 61% ответили отрицательно, а почти 39% сказали, что возникают, но редко. Основными формами конфликтов 45% респондентов назвали оскорбления, 30% – словесные перепалки, 25% – драки. Межнациональные отношения в школе связаны с общей ситуацией, прежде всего, социальной проблемой (неравенства, бедности). К тому же дети приезжих часто не знают русский язык, недостаточно образованы, неспособны выдержать конкуренцию. Но зачастую подобные отношения имеют другую причину – участившуюся пропаганду национализма как на экранах телевизоров, в интернете и сми, так и непосредственно в самих школах.

Чтобы не катализировать эту опасную ситуацию, необходимо наряду с развитием патриотических чувств, прививать ученикам толерантность по отношению к другим национальностям, народностям; воспитывать уважение по отношению к незнакомым культурам.

В процессе исследования мы проанализировали понятие “патриотизм” в разных аспектах, дабы получить целостную характеристику данного понятия.

В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Способы включения младших школьников в деятельность по формированию представлений ЗОЖ
Изучая на уроках классного часа тему «Ритмы жизни», учащиеся знакомятся с ритмами рабочего дня. Дети вместе с учителем утверждают порядок и ритм каждого дня – режим дня. Для этого учащихся на одном из уроков приносят свои режимы дня, которые до урока предварительно составляют дома вместе с родителями. В тече ...

Патриотическое воспитание в современной теории педагогики
В 90-х гг. проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru