Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе

Педагогика как наука » Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста » Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе

Страница 2

В эстетике темпоральная (временная) сущность и темпоральная форма целостного мира не тождественны представлениям человека о линейной хронологии в природе и жизни. Эстетическая картина мира строится на принципиально иных основах, не тождествен­ных простому линейному ряду. Эстетический образ вбирает в себя множество временных характеристик и сущностей. Но при этом чувство времени основано на способе сравнения одного момента с другим.

Александр Леонидович Чижевский приводит такой пример: если ударить по предмету, то слышится звук; если через несколько минут снова ударить по предмету, снова слышится звук. Пространство между этими звуками человек и называет "временем": когда он слышит второй звук, первый остается в воображении разума, и это только информация, остав­шаяся в памяти. Человек, сравнивая информацию в памяти с переживаемым на данный момент, получает чувство времени. По мнению Чижевского, не будь этого сравнения, не было бы и чувства времени (если человеку отказывает память, то мозг не способен делать такого рода выводы, следовательно, не возникнет и чувства времени).

Чувство времени как эстетический феномен представляет собой единство конечного - бесконечного, субъективного - объективного, соматического - психического - ментального отражений целостной, объемной временной структуры.

Единство пространства, времени и ритма составляет динамическую триаду, которая в момент соединения порождает природосообразные эстетические чувства.

Восприятие времени как сбалансированного чувства природных, социальных, космических процессов становится эстетическим феноменом, то есть эстетическим качеством личности, в процессе развития у детей разнообразного чувствования времени. Разные виды времени создают полифонию чувств ребенка и помогают их синхронизировать и гармонизировать.

Эстетическое чувство времени включает в себя следующие виды времени:

1. Объективно-природное, в котором находятся неодушевленные физические объекты - это физическое время, оно протекает линейно и последовательно.

2. Объективно-субъективное время, которое рассматривается как социальное и личностно-психологическое время. В нем измеряют свое существование народы, нации, индивидуумы. Психологическое время характеризуется отсутствием строгой линейности и необратимости.

3. Искусственное время, которое рассматривается в художественных произведениях. Оно, по сути, представляет виртуальную реальность в преломлении действительности. Художественное время существует на основе вымышленных или действительных героев внутри художественного текста.

Таким образом, эстетическое чувство времени – это природосообразная эстетическая способность личности гармонизировать, синхронизировать и регулировать виртуальный и реальный мир. Единство художественной, творческой и эстетической деятельности – вот тот путь, который позволяет развивать у ребенка чувство времени как эстетическую способность.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Формы и виды агрессии
агрессия дошкольный образовательный ребенок Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». Агрессивность – это проявление агрессии к объекту или субъекту. Агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физич ...

Педагогические принципы организации сюжетной игры
Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru