Познавательные коллективные творческие дела как форма организации сотрудничества в учебном процессе

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Познавательные коллективные творческие дела как форма организации сотрудничества в учебном процессе

Страница 1

Одним из предположений нашего исследования было то, что для создания благоприятных отношений в классе и развития коллектива необходимо включение учащихся в совместную деятельность.

Анализ проведенный в I главе показал, что из существующих форм организации совместной деятельности учащихся наиболее оптимальной для организации взаимодействия между учащимися, обеспечения благоприятной позиции каждого школьника в системе внутриколлективных отношений, формированию отношений сотрудничества является коллективная творческая деятельность и одна из ее самых распространенных форм - коллективное творческое дело.

Его организация предусматривает шесть стадий.

I. Предварительная работа педагогов: определение места предстоящего КТД в воспитательной работе, определяются конкретные воспитательные задачи, разрабатываются различные варианты КТД, которые могут быть предложены детям, продумываются способы реализации замыслов, определяются возможности активизации деятельности каждого ученика.

II. Коллективное планирование. Школьники, работая в группах, ищут ответы на вопросы: что лучше сделать? для кого? когда? с кем вместе? Педагоги равноправные участники диалога. Ведущий из числа учеников обобщает предложенные варианты, задает наводящие уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи. Завершается планирование выбором временной инициативной группы (ВИГ, С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина). Как правило, в нее входят 1-2 самостоятельно мыслящих творческих ученика и 2-3 ничем не выдающихся. Эта особенность объясняется тем, что выпадающий из общего поля активности ученик в условиях ограниченного контакта легче раскрывает свои "малые таланты". Этот психологический эффект помогает раскрыться самым робким ученикам, предоставляя им возможность побывать в качестве руководителя с весьма большой степенью ответственности. ВИГ временное объединение, в связи с чем каждый ученик в классе получает несколько возможностей проявить свои организационные способности, а понятие актив утрачивают свою элитарную привлекательность.

Выборы ВИГ происходят под руководством педагогов, в дальнейшем потребность в нем отпадает, класс прибегает к его помощи только в крайних ситуациях, с каждым КТД становясь все более самостоятельным.

III. Коллективная подготовка дела протекает по группам. За каждым учеником закрепляется определенное задание. ВИГ уточняет, конкретизирует план подготовки, и проведения КТД, становится организатором, контролером и аналитиком КТД.

IV. Проведение КТД. Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. В ходе проведения КТД возможны отклонения от замыслов из-за непредвиденных обстоятельств.

V. Коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждается положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опроса, заполнение анкеты через стенгазету, в виде творческих отчетов. Главное чтобы каждый поразмышлял об опыте, приобретенном в КТД, научились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде задачи.

VI. Ближайшие последствие КТД. Совместное определение результативности ТД для участников и окружения. Осуществляются предложения, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последующих действий, определяются новые КТД.

В своей работе мы отдали предпочтения познавательным коллективным творческим делам, выбрав для этого такие темы как:

"Что такое Интернет?".

"Компьютерные вирусы".

"Образовательные проекты в Интернет".

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Игровые мотивы и организация игр
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации. 1.Мотивы общения : -учащиеся, совместно решая учебные задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. -При решении коллективных задач используются различные возможности учащих ...

Общая характеристика творчества М. Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева – одно из наиболее известных имен Серебряного века. Писать стихи она начала в шестилетнем возрасте, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках. В 1906–1907 написала повесть (или рассказ) «Четвертые», в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru