Фонетические возрастные особенности речи детей

Педагогика как наука » Обучение детей правильному звукопроизношению » Фонетические возрастные особенности речи детей

Страница 1

Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течении довольно длительного времени (от3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

1 год жизни:

На первом году жизни у ребенка интенсивно развиваются головной мозг, а также органы речи. Головной мозг является основным регулятором тором деятельности организма. У новорожденного он еще недоразвит, имеет меньшую массу, менее сложную структуру. Начиная с первого года жизни мозг ребенка быстро развивается, изменяется его внутренняя структура. Одновременно с развитием мозга у малыша формируется физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он произносит разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца — лепет.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Эти звуки нечетки, порой они даже отсутствуют в родном языке ребенка, а некоторые из них вообще невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук [а], согласные звуки [п], [б], [м], [к], [т] и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.

К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные [а], [у], [и], некоторые согласные: [м], [п], [б], [н], [т], [д], [к], [г]. Причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.

2 год жизни:

На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуками [и], [йэ]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных они заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам [г], [д], [с], [з] (дяй вместо дай, сянки вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки [л], [р'], [р], что указывает на еще недостаточно окрепший артикуляционный аппарат ребенка.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Подходы к изучению программирования
Рассмотрим два подхода к изучению языка программирования: формальный и "программирование по образцу". Первый основан на формальном (строгом) описании конструкций языка программирования тем или иным способом (с помощью синтаксических диаграмм, или формального словесного описания, в частности, семант ...

Письменная проверка знаний и умений учащихся по физике
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность – большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопро ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru