Способность вхождения в роль, уподобление себя образу это формирование устойчивых положительно эмоциональных проявлений. Процесс перевоплощения, с нашей точки зрения, является важным условием перестройки эмоциональной сферы ребенка. Участие ребенка в игре, вынашивание им определенной роли нужно использовать не только как средство его развития, но и в первую очередь как средство воспитания.
Достигнутые ребенком успехи в игре способствуют изменению отношения к нему сверстников у ребенка возникает широкий диапазон положительных эмоций – от спокойно- удовлетворительных состояний до состояния эмоционального вдохновения.
Двойное самочувствие ребенка в игре, эмоции идущие от реального и условного планов, не просто обогащают его эмоциональную сферу, но и способствуют пониманию им скрытого смысла ситуации повышают его интеллектуальную активность в игровом общении. Это помогает взрослому направлять игровые действия ребенка.
Эмоциональность - основная психофизиологическая особенность детского возраста, поэтому, когда говорят о поведении ребенка, то имеют в виду его эмоциональное проявление. Возрастные проявления эмоциональности придают качественное своеобразие поведению детей на разных этапах его развития.
Проблема эмоционального развития детей относится к наиболее трудным и спорным разделам психофизиологии, даже в отношении самого понятия «эмоции» не существует единого мнения. Исследователи единодушны лишь в том, что это понятие включает в себя комплекс физиологических сдвигов так и субъективные переживания.
В 1872 г. исследования, проведенные Ч. Дарвиным, легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории эмоции жизненно важные механизмы, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.
Эмоции, по мнению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Идеи Ч. Дарвина были восприняты и получили в психологии широкую известность.
Точка зрения У. Джеймса и К. Ланге: первопричинами эмоций являются органические телесные изменения.
Основные положения исследований У. Кеннона и П. Барда подтверждают, что на самом деле телесные изменения и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
Эти две точки зрения в более поздних исследованиях были объединены в психоорганическую теорию.
«Под влиянием электрофизиологических исследований мозга возникла активационная теория (Линдсея - Хебба), согласно которой эмоции возникают вследствие нарушения равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.
Вслед за этим появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем доказать зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (поведенческая концепция).
В динамике эмоциональных процессов и состояний большую роль играют когнитивно-психологические факторы, относящиеся к знаниям. В рамках этого подхода в теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.
По мнению Г.Х. Шингарева при любом экспериментальном подходе к интерпретации результатов необходимо считаться как с экспрессивной так и эмпрессивной сторонами эмоционального развития и поведения, взаимоотношения между которыми следующее: «физиологические процессы при эмоциях не служат причиной субъективно-психических, не находятся в причинно-следственных отношениях с ними, а суть проявление единого отражательного регуляторного процесса на разных уровнях осуществления эмоционально-отражательной реакции».
П.К. Анохин считает, что эмоции это главнейшая характеристика человеческой психики личности, а сами эмоциональные процессы имеют сложную морфо-функциональную основу.
Физиологи С.Г. Абрамова Е.М. Богомолова Н.Ю. Беленков и др. отмечают, что в их осуществлении принимают участие многие, если не все подкорковые образования, а также корковые структуры мозга, ответственные за эмоциональные проявления считаются ретикулярная формация ствола мозга, таламус, гипоталамус, старая и новая кора. Взаимоотношениями составляющих этой сложной системы их, функциональными состояниями, способами связи каждой из ее структур с другими образованиями мозга, особенно с корой больших полушарий определяется характер и выраженность эмоциональных реакций организма в конкретной ситуации.
Другие статьи:
Характеристика современных и традиционных педагогических
технологий и их классификация
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос мет ...
Качество образования за рубежом
Высшие учебные заведения создают свои системы гарантий качества образования, основанные на соответствии их учебных программ, материальных ресурсов, научно-методического обеспечения, кадров и структуры управления определенным требованиям, предъявляемым со стороны общества, личности и государства. В мировой пр ...