Типологизация стилей обучения

Страница 1

лекция компьютерный презентация

Термин «стиль обучения» описывается различным образом. Большинство под стилем обучения понимают убеждения, предпочтения, особенности поведения, которые учащийся использует с целью облегчения учебного процесса в данной ситуации. Стиль обучения затрагивает три сферы: когнитивную, физиологическую, эффектную.

В докторской диссертации Смоляниновой О.Г. приводится типологизация стилей обучения.

Когнитивный стиль определяется с точки зрения того, каким образом человек понимает, запоминает, думает и решает проблемы. Физиологический стиль связан с биологическими возможностями и включает реакции на физическую среду, которая может влиять на процесс научения (например, склонность к ночным занятиям или предпочтение теплого или холодного помещения). Аффективный стиль включает такие личностные и эмоциональные особенности, как настойчивость, склонность к совместным или одиночным занятиям, а также отклонение или принятие внешнего подкрепления. Это не единственная теория стилей обучения, существует множество подходов, описанных в психологической и педагогической литературе. Одно широко распространенное определение когнитивного стиля основано на разграничении зависимость/независимость от внешней среды, или психологической дифференциации . Этот стиль обычно определяется с помощью теста на выявление скрытых фигур. Другой когнитивный стиль связан со временем формирования понятий, в нем решающей переменной является скорость реакции. Третий когнитивный стиль - стиль мышления по Грегорку. Описывая стили мышления, Грегорк выделял два параметра: конкретность-абстрактность и последовательность-случайность. В соответствии с этими бинарными противоположностями человек может обладать комбинацией четырех возможных стилей: конкретно-последовательное мышление, при котором предпочитается непосредственная работа с учебным материалом; конкретно-абстрактное мышление, при котором избирается более экспериментальный подход к занятиям; абстрактно-последовательное мышление, предполагающее склонность к работе с символами; абстрактно-случайное мышление, когда учащиеся предпочитают неупорядоченное учебное пространство и с удовольствием используют при решении задач воображение .

В своих исследованиях Грегорк ( по О. Г. Смоляниновой) делает вывод о том, что разочарование в занятиях, плохая успеваемость, пропуски могут быть результатом пребывания учащихся в несоответствующем их стилю мышления учебной среде (например, обучение в классе, где учителя обладают другим стилем).,

Существуют иные классификации стилей обучения. Так, в европейской высшей школе наиболее распространен подход Колба, который выделяет два основных критерия при определении стиля:

конкретный или абстрактный;

активный или пассивный.

Комбинацию различных стилей можно представить на двумерном поле:

В соответствии с комбинациями выделенных критериев студент может обладать одним из четырех преимущественно выраженных стилей обучения:

• Аналитик (конкретный и пассивный). Ему присущ конкретно-пассивный тип мышления. Предпочитает, когда преподаватель анализирует мир при помощи примеров и фактов.

конкретный

Практики

Аналитики

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Характеристика средств обучения географии и их классификация
Учебный материал осваивается учащимися по разным источникам знаний. Для того чтобы эти знания были восприняты и усвоены в объеме учебной программы, необходимы определенные педагогические и методические условия. С этой целью учитель должен организовать познавательную деятельность ученика – слушание, фиксирова ...

Механизм реализации проекта
Тема проекта: «Здоровый ребенок – счастливая семья». Тип проекта: долгосрочный. Срок реализации проекта: сентябрь - декабрь 2012 г. Цель: сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры. Задачи проекта: 1. Разработать серию мероприятий, направленную на укре ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru