М.Н. Скаткин определил урок как «педагогическое произведение, которое должно «отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».
Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
П.И. Пидкасистый определяет сущность и назначение урока, выделяет в нем две составляющие: 1) коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, 2) совершенствование педагогического мастерства учителя в процессе деятельности.
М.И. Махмутов определил урок как «динамичную и вариативную форму организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающую содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемую для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения».
Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае состоит в усвоении нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания, в другом – в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления). В первом случае структура урока как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса, во втором – лишь частично отразит целостный процесс обучения. Это говорит о том, что особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в целостной системе учебного процесса.
В третьем случае структура урока как целостной системы обучения будет повторять структуру процесса обучения как целостного процесса, а в четвертом – частично отразит процесс обучения. Таким образом, урок как дидактическая единица многогранен. В уроке, как в целостном отрезке процесса обучения, представлены и взаимодействуют все компоненты – педагогические цели и задачи, содержание, методы, средства и др.
Лицо современного урока, его цели, содержание и организацию определяют образовательные стандарты и программы, современные педагогические подходы с их системой целей, принципов, отбором и организацией содержания, средствами обучения и контроля. В свою очередь, образовательные стандарты, программы и педагогические подходы определяются государственным заказом в области образования.
Урок имеет ряд достоинств: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, возможность использования коллективных и индивидуальных способов работы, эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения, экономичность обучения, обеспечение систематичности и последовательности в обучении. Но эти достоинства сочетаются с серьезными недостатками: ограниченными возможностями индивидуального подхода для развития способностей учащихся, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином темпе, преимущественно словесным характером деятельности, отсутствием общения между старшими и младшими учащимися.
Другие статьи:
Состояние звуковой стороны речи у детей
Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер. Констатирующий эксперимент "Исследование состояния звукопроизношения речи детей" проводился в сентябре месяце 2005-2006 учебного года. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. После проведения обслед ...
Основные
этапы нормального речевого развития ребенка
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтоб ...