Урок – основная форма организации обучения

Педагогика как наука » Школьный урок и его влияние на учащихся » Урок – основная форма организации обучения

Страница 1

Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченным в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьезные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Так, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные типы образовательных учреждений, появилась возможность в определенных рамках менять содержание обучения, спектр учебных пособий в каждой образовательной области позволяет выбирать их в связи с тем или иным подходом к овладению знаниями. Использование в учебном процессе компьютера как ведущего современного средства формирования знаний позволяет наиболее оптимально решать многие дидактические задачи, в том числе и обучать на расстоянии.

Вместе с тем существует один аспект в системе образования, которого современные изменения коснулись несущественно. Как ни странно, это ведущая организационная форма учебной деятельности – урок. Урок не претерпел по своим структурным и организационным позициям таких кардинальных изменений, как, скажем, типы образовательных учреждений, экономическая основа организации обучения и т.д. Вернее сказать: он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Это вполне закономерно. Урок является «ядерным», основополагающим элементом образовательной системы. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя, что необходимы другие организационные формы, которые должны его вытеснить. В этом отношении большие надежды возлагаются на систему дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций. Но даже эта современная форма сегодня не в состоянии полностью заменить живое общение школьников с учителем и друг с другом. Кроме того, дистанционная форма хоть и перспективна, но находится в стадии начального становления.

Вероятно, настанет время, когда урок в его современном виде отомрет. Но это постепенный, эволюционный процесс перехода, который займет очень много десятилетий. Переход от урока к иной форме – не самоцель, а воплощение меняющегося времени.

Сегодня же, будучи фундаментальным, интегрирующим элементом образования, урок обеспечивает его стабильность.

Обращаясь к уроку необходимо вспомнить его историю. Становление классно-урочной системы связано с развитием в 16–17 вв. машинного производства, торговли, культуры, что породило потребность в элементарном массовом обучении. Сначала в опыте братских школ Украины и Белоруссии, а затем в Чехии и других странах Европы появились элементы новой формы обучения – классно-урочной. Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в 17 в. великим чешским педагогом Я.А. Коменским. Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается основной формой организации обучения в школе.

Классно-урочная система представляется нам сегодня естественной и очевидной, но в свое время это была революция в образовании, так как она открыла возможность всеобщего и экономичного обучения.

В Российской педагогической энциклопедии урок определяется как «форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. Урок проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определенного промежутка времени».

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ»
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по с ...

Состояние чтения учащихся массовой общеобразовательной школы
Количественные данные о состоянии качества чтения представлены в таблице 1 Оценка качества чтения у учащихся 3-го класса массовой общеобразовательной школы № Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Баллы 1 Снежана К.   1                   5,0 2 Даня В. 1   1   ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru