Функциональная характеристика современного урока

Педагогика как наука » Школьный урок и его влияние на учащихся » Функциональная характеристика современного урока

Страница 1

В школьном уроке принято выделять три функции: обучающую, воспитательную и развивающую. Первая обеспечивает получение суммы знаний, вторая формирует образ поведения, третья – навыки самостоятельного мышления. Из этой группы зачастую выпадают три очень важные функции: коммуникативная, мотивационная и культурологическая. Между тем, чтобы изменить отношение учеников к знаниям, приблизить их к пониманию себя как неотъемлемой части истории, культуры, следует, прежде всего, изменить условия приобретения этих знаний, с одной стороны, а с другой – нужны основания для возникновения более глубоких, личных переживаний. Нужны предпосылки, которые изменят и привычный ход урока, и отношение учащихся к познаваемому (Пидкасистый).

В свете личностно-ориентированного дидактического пространства мотив урока заключен в интриге, цель которой вовлечь учащихся в импровизационное поле замысла урока, не открывая при этом тайны дидактического сюжета урока. Что может выступать интригой урока? Одно или несколько высказываний, предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих ее. Это могут быть вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти сами. Вторым мотивационным механизмом является педагогическая импровизация, цель которой «затаить дыхание учащихся» на новизне, необычности предлагаемой проблемы урока.

Кроме интриги и импровизации значительную роль в мотивационном аспекте урока является воспоминание, в процессе которого на основе ранее изученных знаний новое становится достоянием памяти, в которой знания новые «наслаиваются» на ранее изученные.

В качестве гимна мотивации отметим, что названные в ее контексте интрига, импровизация, воспоминание и деятельность учащихся в ходе урока имеют немаловажное преимущество, которое «запускает» механизмы зарождения заинтересованности самого ученика «покопаться» в огромном знаниевом поле и вокруг него, «вытянуть» то, что оказывается, он уже знал давно. Это значит, что учащиеся имеют возможность притрагиваться и осязать пульс урока, испытывать настоящий интеллектуальный азарт, в стремлении перейти от незнания к знанию, т.е. достигается личностная заинтересованность. Что касается коммуникативной функции урока, то ее незаслуженно считают подчиненной и отказывают ей в самостоятельности. Однако, практика показывает, что ее недооценка педагогически ущербна. Упрощенное понимание роли коммуникативной функции урока заключается в том, что в ней видят, прежде всего, средство – общение. Но ведь общение, его культура и богатство оказывается значительным в усвоении знаний, влияет на психологическое состояние учащихся, а главное – монологические умения ученика. При этом диалог есть то связующее звено, которое ведет к устойчивому равновесию позиций учителя и ученика в процессе познавательной деятельности. Именно коммуникативная функция обогащает урок, а общение с учителем способствует формированию сознания ученика. Культурологическая функция урока объясняется тем, что качество и результат урока зависят не столько от того, насколько полно они приближаются к стандартам в обучении, сколько выражается в качестве индивидуального восхождения каждого ученика, обеспечивающего свободное личностное развитие и ученика, и учителя.

Культурологическая функция урока не сводима к презентируемым учителем культурно-историческим фактам. Учебный материал воспринимается, только если имеет личностную образовательную ценность; осознается как культурное явление; связывается с личностным интересом в процессе собственной мыслительной деятельности.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Рейтинговый контроль
Такой вид контроля знаний, как рейтинговый особенно практикуется в высших учебных заведениях США и распространился там в 60-е гг. XX в. В настоящий момент такой контроль применяется и в средней школе. В России в обычных школах он встречается редко, а вот в специализированных гимназиях рейтинговым контроль до ...

Условия эффективности формирования музыкально-творческих способностей участников эстрадного коллектива
Молодежный возраст от 17 до 20 лет занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных пр ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru