Особенности подросткового возраста

Страница 3

Специфические особенности подросткового периода, состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу, а представляем собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах при наличии существенной перестройки организма в условиях бурно протекающего полового созревания.

Процесс развития личности в различных группах – специфическая особенность юности, по своим временным параметрам входящая за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности.

С возрастом эталоны становятся более обобщёнными и связываются не с мнением отдельных людей, а с обобщёнными нравственными идеалами, ценностями и нормами.

Здесь дети переходят на следующий уровень нравственной регуляции – конвенциональный или даже постконвенциональный.

Происходит этот процесс в подростковом или в юношеском возрасте. Далее содержание нравственных эталонов продолжает расширяться, углубляться; они становятся более тонкими, дифференцированными, индивидуально различными.

В качестве иллюстрации этой мысли А.А. Бодалев приводит следующий опыт.

Учащимся 7 класса предлагается описать человека, которого они не знают, но отдельные черты, которого называются им заранее (например, злой, добрый и т.п.). Эти описания разделились на четыре группы.

Учащиеся первой группы называли только внешние признаки описанного им человека.

Учащиеся второй группы упомянули как внешние, так и некоторые внутренние (личностные) черты.

В третьей группе дополнительно к тому, что сообщалось о человеке в - первых двух группах, были названы его дела, поступки и поведение.

В четвёртой группе, кроме всего сказанного, были упомянуты мысли и чувства, характерные для данного человека.

В итоге А.А. Бодалёв сделал вывод о значительном разнообразии в подростковом возрасте эталонов воспитания и оценивания людей.

Параллельно с развитием нравственных форм поведения в этот период жизни у детей идёт формирование мотивационной сферы.

Специально исследовав этот процесс Л.И. Божович пришла к следующим выводам:

С первых дней жизни ребёнка источником его активности

являются первичные физиологические потребности в еде, тепле, движении и т.д., а также потребности функционального развития мозга типа, например, потребность в новых впечатлениях.

Кроме них, почти с самого рождения у ребёнка есть особые, социальные потребности в общении, во внимании к себе и другим.

Развитие мотивационной сферы ребёнка в течение первого года жизни состоит не в расширении количества потребностей, а в их «опредмечивании», т.е. в формировании соответствующих мотивов.

«В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Попадая в поле восприятия ребёнка, они активизируют его потребности и тем самым побуждают активность ребёнка в направлении, соответствующим данной ситуации».

Однако у ребёнка раннего возраста мотивационная сфера не играет основной роли в детерминации поведения.

Ситуативная обусловленность поведения – его главная черта в течение 1- го года жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Психолого-педагогические условия эффективности работ над исправлением акцентологических ошибок
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого ...

Анализ программы по русскому языку Т.А. Ладыженской
а) Структура программы. Программа Т.А. Ладыженской по русскому языку к учебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология и о ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru