Особенности подросткового возраста

Страница 2

В русле понимания отечественной психологии психического развития как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса, Л.С. Выготский, вслед за П.П. Блонским, рассматривает отдельные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов, или кризисов развития.

При этом качестве критериев их разграничения, по Л.С. Выготскому, выступают, во-первых, характеризующие сущность каждого возраста новообразования.

Под возрастными новообразованиями Л.С. Выготский понимал, «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнею жизнь, весь ход его развития в данный период».

Л.С. Выготский выделяет следующие стабильные и критические периоды возрастного развития: кризис новорожденности, младенческий возраст (2 месяца- 1год), кризис 1 года, раннее детство (1 год- 3 года), кризис 3 лет, дошкольный возраст (3 года- 7 лет), кризис 7 лет, школьный возраст (8 лет- 12 лет, кризис 13 лет, пубертатный возраст (14 лет- 18 лет), кризис 17 лет.

С 11-12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект.

Каждый возраст или период характеризуется следующими показателями:

1. определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2. основным или ведущим типом деятельности (существует несколько типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

3. основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).

Весь процесс детского развития от рождения ребенка до окончания школы Д.Б. Эльконин разбил на три возрастных этапа: раннее детство (дошкольное), младший школьный возраст (с 1 по 4-5 классы), средний и старший школьный возраст (5-8, 9-10 классы)

Систему взглядов Д.Б. Эльконина на формирование личности продолжил и развил Д.И. Фельдштейн.

В центре его внимания находится социальное развитие личности, которое понимается как взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации, т.е. приобщение ребёнка к единым для всех социальным нормам и вместе с тем его постепенного превращения в своеобразную, неповторимую, уникальную личность.

Признавая выдвинутый Д.Б. Элькониным тезис о том, что развитие личности опережает развитие познавательной сферы ребёнка. Д.И.Фельдштейн формирует закономерность, которую он называет «механизмом обратного действия».

Суть её состоит в том, что новообразования одного плана, например личностного, входя в противоречие в той сфере активности, где они первоначально были сформированы (скажем, в общении), получают возможности для реализации (снятия возникшего противоречия) в другой сфере.

Особая роль в воспитании личности принадлежит общению. Поэтому, зная историю развития общения ребёнка в ранние годы, мы можем многое понять и в его становлении как личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Специфика коррекционного обучения
Сумма методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который и предлагается воспитанникам коррекционной школы. Есть несколько видов классификаций методов обучения: 1. Классификация по методам работы учащегося и учителя: способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в к ...

Использование игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить степень знакомства ребят с театром и основными театральными профессиями, ребусами и кроссвордами; наличие условий в группе для использования игр-загадок, кроссвордов, ребусов в работе с детьми, отношение взрослых(педагогов и родителей) к ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru