Особенности подросткового возраста

Страница 1

С тезисом, о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.

Однако их точки зрения на то, каким законом подчиняется развитие личности, значительно расходятся.

Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития (в частности, значения общества и различных социальных групп для развития личности), закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Советские психологи внесли весомый вклад в разработку указанных проблем.

Этой проблематикой, кроме уже упомянутых нами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович занимались А.В. Зопорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и многие другие.

Больше всего внимания они уделяли разработке психологической теории детского развития. Причем именно Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И. Божович внесли наибольший вклад в ее разработку. Поэтому мы будем далее опираться главным образом на их работы.

Д.Б. Эльконин представил концепцию психического развития, в которой объединил две линии: познавательное и собственно личностное развитие детей с рождения и до окончания средней школы.

Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.

Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности ребенка, выступает его непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве с матерью, другими окружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, в совместной учебной и трудовой деятельности, давая по мере своего развития новые точки опоры для преобразования личности.

Другую группу ведущих деятельностей составляют те, внутри которых идет развитие преимущественно познавательной сферы и соответствующих способностей у детей. Это манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, игры с предметами детей дошкольного возраста, учение и труд в школьном детстве.

Если все виды общения и деятельности детей расположить по порядку их становления ведущими, то получится следующий возрастной ряд:

1. Непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст);

2. Предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст);

3. Ролевая игра (дошкольный возраст);

4. Учебная деятельность (младший школьный возраст);

5. Интимно-личностное общение (подростковый возраст);

6. Учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).

Таким образом, с рождения и до ранней юности, то есть до окончания средней школы, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана, с одной стороны, и формы общения с другой, которые поочередно обеспечивают развитие познавательных процессов и самой личности.

Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Плаже, В. Штерн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Понятие обучения и воспитания
Одной из основных категорий педагогики является обучение. Обучение является аппаратом образования, то есть для обеспечения человека должным образованием нужно хорошо и правильно обучать его. Обучение – это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс взаимодействия учеников и учителей, характеризуе ...

Сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru