Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса

Педагогика как наука » Влияние возрастных особенностей учащихся на построение урока » Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса

Страница 1

Педагогический процесс, в силу своего содержания образовательной программы, емкости, структуры, требует много усилий и труда со стороны не только учителей, но и учеников. Учебная деятельность задействует возможности и познавательные особенности психики школьника в различных сферах.

Так, например, ощущение может быть задействовано на уроках, где творческая активность особенно необходима. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. Особенно активным ощущение проявляется больше в психике младших школьников, потому как некоторые органы чувств в этом возрасте продолжают окончательное свое развитие, особенно в отношении их функционирования. И если обострить ощущение ребенка, например, наглядными изображениями, то можно добиться большего успеха в усвоении ребенком материала, чем передача учебной информации в устном виде. Речь идет о познавательных образах, которые являются продолжением ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Для учебного процесса это может быть важным моментом.

Восприятие также играет большую роль в педагогическом процессе. Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. В процессе учебы от школьника потребуется различного рода восприятия: пространства, формы, объемности и величины предметов, времени, последовательности явлений, длительности явлений, темпа, ритма, движения. Возвращаясь к младшим школьникам, можно отметить, что их восприятие отличается остротой, своего рода созерцательной любознательностью. Соответственно у детей этого периода выражена эмоциональность довольно ярко, поэтому все яркое, живое, наглядное воспринимается лучше. Педагог может воспользоваться подобными особенностями развития в младшем школьном возрасте для того, чтобы ученики лучше усвоили тему урока. Подростки уже отличаются своим восприятием от младших школьников развитием, которое идет по линии нарастания содержания и объема, восприятие становится плановым, последовательным, всесторонним, и что не маловажно, подросток способен к более сложному анализу и синтезу воспринимаемых предметов и явлений. Старшеклассники, или ученики, которые, так сказать, вступили в первую фазу взросления, уже менее ориентируются на впечатления от воспринимаемых наглядных образов, но более у них развивается логическое восприятие, пространственное восприятие и восприятие личностных аспектов взросления. Поэтому, учитывая особенности восприятия подростков и старшеклассников, учителя могут соответственно направлять учебный процесс, так чтобы ученики глубже и яснее воспринимали учебный материал и, конечно же, усваивали его.

Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. В процессе обучения у школьников сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при активности ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления.

Внимание играет значительную роль в учебном процессе для всех возрастных категорий учеников. Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Особенно для педагогического процесса важна концентрация внимания. Однако в младшем школьном возрасте отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется короткая мотивация (поощрение, похвала). Но вот уже в подростковом возрасте формирование внимание приобретает такие качества как устойчивость произвольного внимания. Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание. Учителю уже не требуется прилагать столько усилий, чтобы привлечь внимание учеников, как, в случае с младшими школьниками.

Особенно необходима в процессе обучения память. Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того что человек отражал, делал или переживал. Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом. Но и в этой сфере существуют возрастные различия. У младших школьников память отличается больше склонностью к механическому запоминанию, еще отдается приоритет непроизвольным импульсам в мозговых процессах ребенка, но уже развивается умение управлять своей памятью. Подростки уже отличаются тем, что память становиться более произвольной. Процессы памяти контролируются и организуются самим ребенком - подростком. Что более всего характерно для этого возраста, увеличиваются быстрота запоминания и объем материала хранящегося в памяти. Также у детей переходного подросткового возраста заметно улучшение продуктивности памяти и установление сложных ассоциаций. Старшеклассники обладают уже более устойчивым контролем над процессами памяти. Они могут свободнее запоминать, сохранять и воспроизводить в памяти выученный школьный материал. Учет этих особенностей памяти позволяет учителям и учащимся быть не только активными участниками педагогического процесса, но и влиять на дальнейшее развитие учеников, как объектов образовательного процесса.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Примерный тематический план преддипломной практики
Данный план может состоять из следующих разделов: 1) общая характеристика предприятия, его рыночной среды и конкурентной позиции; 2) организационная структура управления предприятием, 3) управление производством и сбытом продукции; 4) управление персоналом; 5) информационная система управления предприятием; ...

Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Основываясь на выводах первой главы, было выявлено, что диагностика на выявление уровня развития эстетического чувства времени разработана в работах А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень. Она включает в себя выявление физического, психического и художественного времени. В этой диагностике определены компоненты, показате ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru