Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить степень знакомства ребят с театром и основными театральными профессиями, ребусами и кроссвордами; наличие условий в группе для использования игр-загадок, кроссвордов, ребусов в работе с детьми, отношение взрослых(педагогов и родителей) к театрализованной деятельности и использованию в этой деятельности игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели, нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента:
1. Выявить наличие определенных условий и состояние работы педагога в группе для использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов в работе с детьми и в частности в организации театрализованной деятельности.
2. Изучить позицию родителей и педагогов на приобщение детей к театральной деятельности и использование в данной деятельности игр-загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов.
3. Через опрос и беседу определить степень знакомства ребят с театром и основными театральными профессиями, ребусами и кроссвордами.
4. Определить интерес детей к театрализованной деятельности, включающей в себя игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды.
Для решения поставленных задач и для разработки экспериментальной методики на констатирующем этапе исследования нами была проведена работа по изучению условий и состояния работы педагога в группе "Фантазеры" для использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов в работе с детьми и в частности в организации театрализованной деятельности. С этой целью были проанализированы календарные планы учебно-воспитательной работы, предметно-развивающая среда в группе, наличие в дошкольном учреждении и в группе необходимых методических пособий. Для решения второй задачи, нами были составлены опросники для педагогов и родителей, целью которой являлось изучить позицию родителей и педагогов на приобщение детей к театральной деятельности и использование в данной деятельности игр-загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов. Завершающим этапом был опрос и беседа с детьми с целью выявления знания детей понятий и терминов, используемых в театральной деятельности. Так же нами были разработаны конспекты театрализованных игр, включающих элементы досуговых игр и без использования таковых для организации мини-эксперимента, целью которого было определить интерес детей к театрализованной деятельности, включающей в себя игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды.
В экспериментальной работе принимали участие дети группы «Фантазеры» я/с № 2 г. Могилева. В эксперименте принимало участие 16 детей, которые были разбиты на две группы: контрольную и экспериментальную.
На первом этапе эксперимента нами были изучены условия, созданные в дошкольном учреждении и группе для использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов в работе с детьми и в частности в организации театрализованной деятельности. С этой целью были изучены планы воспитательно-образовательной работы воспитателя группы «Фантазеры», наличие необходимой литературы. В ходе проведения анализа было выявлено следующее: педагогами группы планируются разнообразные формы театрализованной деятельности, но в основном, преобладают постановки и инсценировки для детей взрослыми. Редко (1 раз 2-3 недели) запланирована работа по разгадыванию ребусов, игр-загадок, не планируется работа по разгадыванию головоломок и кроссвордов. Из беседы с воспитателем было выяснено, что досуговые игры, планируемые педагогами этой группы, никак не связаны с театрализованной деятельностью, они чаще используются для работы по формированию элементарных математических представлений и по развитию речи детей. А театрализованная деятельность носит традиционный характер и в ней редко используются элементы досуговых игр, а если и используются, то это игры-загадки. В группе имеется современная методическая литература по направлению «театрализованная деятельность», которая содержит варианты театрализованных игр, конспекты занятий с детьми, материал для инсценировки. Нет методической литературы, содержащей разнообразные игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки для детей дошкольного возраста. В ходе анализа предметно-развивающей среды было выявлено следующее: в группе организован центр театрально-художественной деятельности, в котором размещены различные виды театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, би-ба-бо; имеются элементы костюмов. Однако необходимо пополнить центр средствами для изготовления декораций, которые бы ребята смогли бы использовать в самостоятельной деятельности, декорациями и элементами костюмов, добавить больше атрибутов для организации детьми самостоятельной деятельности: ширмы, театры по разнообразным произведениям. В методическом кабинете имеется литература по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеются сборники с загадками, ребусами, головоломками, кроссвордами.
Другие статьи:
Исторические предпосылки педагогических идей Януша Корчака
Конец XIX начало XX века в Европе характеризовался очередным витком подъёма педагогической «революционной» мысли. Педагогические идеи этого периода в своей основе не были принципиально новыми, они базировались на платформе гуманистической педагогики, подготовленной ещё философами античной эпохи. Идеи гуманиз ...
Организация работы по обогащению представлений детей об окружающем мире,
как условие развития сюжетно-ролевых игр
Цель: разработка и апробация комплекса мероприятия по обогащению представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы. Задачи: Разработать комплекс мероприятий по обогащению представлений детей об окружающем мире; Апробировать разработанный комплекс ...