Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся

Педагогика как наука » Развитие научно-технического творчества учащихся » Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся

Страница 1

Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате длительного накопления знаний в определенной области. Интуиция приходит как вознаграждение за труд.

Специфичность акта творчества заключается во внезапном озарении, в осознании чего-то, всплывшего из глубин подсознания, в охвате элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задач. Поиск решения творческой задачи чаще всего продолжается в подсознании, причем сам процесс обработки информации при этом не осознается (в осознании отражается лишь результат решения).

Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями человека (рис. 1).

Рис. 1

Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческому воображению, фантазии принадлежит решающая роль в создании нового и развитии общества. Эта способность должна постоянно развиваться, стимулироваться и тренироваться (рис. 2).

Рис. 2

Активизация творческого мышления предполагает знание факторов, отрицательно влияющих на него (рис. 3).

Рис. 3

Противоположностью творческого воображения является психологическая инерция мышления, связанная со стремлением действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов и т.п. Процесс технического творчества учащихся можно представить как решение специально подобранной системы учебных и производственных технических задач. В связи с этим задания следует формировать таким образом, чтобы исключить возможность психологической инерции и ее отрицательного влияния на творчество. Без упорства, настойчивости и целенаправленности творческие достижения немыслимы.

В техническом творчестве материалистическая диалектика и системный подход составляют единое направление в развитии современного научного познания. Элементы теории познания являются основными методологическими средствами технического творчества, к которым также относятся методы инженерного творчества (рис. 4).

Рис. 4

Принимая во внимание довольно большое разнообразие методов инженерного творчества и то, что их число продолжает расти, возникает вопрос: какому методу или каким методом рекомендуется в первую очередь обучать учащихся. Опытные педагоги и методисты считают, что целесообразно обучать какому-либо одному методу или нацеливать учащихся на освоение сразу всех имеющихся подходов и методов. Сначала учащиеся должны научиться свободно пользоваться небольшим набором из трех - пяти методов. Например, это могут быть широкоиспользуемые в творческой деятельности методы: (рис. 5).

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Дерево целей
Теоретической основой написания работы послужили лекции и учебно-методический комплекс Кричевского А.И. Построение дерева целей Расчет коэффициентов относительной важности Расчет коэффициентов относительной важности (КОВ) подцелей (1-ый уровень дерева целей): Матрица опроса экспертов: Здесь эксперты присваив ...

Развод родителей и его причины. Характеристика разведенной семьи
Часто в качестве синонима понятия «брак» употребляется термин «семья», а различия между ними сводятся к чисто формальным моментам. Между тем брак — это сугубо половые по характеру отношения между мужчиной и женщиной, причем не всякие, а лишь санкционированные в той или иной форме государством, церковью или х ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru