Из истории хорового пения

Страница 2

В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка до XVII века развивалась в хоровых жанрах. Хоровому пению обучали на Руси в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах. В 1086 года Анна, старшая дочь Всеволода Ярославича, открыла при Андреевском монастыре училище для девочек, в котором обучали чтению, письму и пению.

Центрами музыкального образования становились монастыри и княжеские дворы. Подобные школы существовали в Москве, Пскове и других городах. Известными выпускниками, а затем и учителями певческой школы были братья Роговы. Савва Рогов занимался школьным преподаванием церковного пения. Его знаменитые ученики Иван Нос, Федор Крестьянин основали школу Ивана Грозного.

В XVII веке появляется многоголосный стиль. В музыкальном искусстве зародился принципиально новый стиль многоголосной хоровой музыки - партесное пение. Произведения представляли собой многоголосную обработку мелодий знаменного и других распевов, количество голосов колебалось от 3 до 12, а в единичных случаях достигая 16, 24 и даже 48 голосов. Наряду с традиционным обучением певчих в церковных хорах открылись новые учебные заведения – музыкальные школы, где дети обучались игре на духовых инструментах и пению.

Но в связи с возросшей потребностью в певцах, участвующих в пышных дворцовых балах, музыкальных развлечениях и оперных спектаклях, в 1738 году издается указ об основании в Глухове певческой школы, для чего гетман Украины прислал 11 певчих во главе с Федором Яворовским. Выходцами глуховской школы были известные русские композиторы Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский и другие. Прибывшим из глуховской школы устраивался экзамен, после чего их принимали в число придворных певчих. Профессиональный опыт, приобретенный певчими за время пения в придворной капелле, позволял ему вести самостоятельную педагогическую деятельность.

Резко отличалось воспитание детей в Синодальном хоре, где обучали только церковному пению.

По принципу придворной певческой капеллы создавались певческие школы, где крестьянские дети, обладавшие хорошими голосами, обучались пению и музыкальной грамоте. В столицах существовали частные школы. К концу XIX века церковное пение в школах включалось в содержание обучения «Положением о начальных народных училищах».

Важные эстетические позиции конкретизировались в педагогической работе видных русских педагогов, в частности, К. Д. Ушинского, утверждавшего, что «запоет школа, - запоет весь народ».

На рубеже XIX-XX веков стали появляться теоретические труды, отразившие основные проблемы музыкальной педагогики, авторами которых были педагоги Д. И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Мироносицкий, И. А. Пузыревский и другие. В книге «Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом» Д. И. Зарин отмечал, что «пение оказывает воспитательное воздействие на учащихся, на их сознание, память, воображение, на их волю, эстетическое чувство и физическое развитие».

Революция 1917-го года определила новые задачи воспитания. Часы и предметы эстетического цикла сокращались: 1918 год – музыка 2 часа в неделю, 1937 год – музыка 1 час в неделю.

Феномен эстетического воспитания со всей очевидностью проявился в годы Великой Отечественной войны, когда искусство – музыка, театр, литература, живопись, сплачивая людей, как никогда было важнейшим средством воспитания патриотизма.

На период 1970-1980 годов пришелся расцвет замечательного коллектива – Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, руководимого В. С. Поповым. Многие светские композиторы (А. Пахмутова, В. Рубин, В. Шаинский) писали сочинения именно для этого хора.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru