Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки

Страница 2

Определив психологический климат в классе, отношение детей к предмету, передо мной стояла важная задача включения в работу урока, в частности, использования упражнений и приемов развития певческих навыков на уроках музыки.

В начале работы с детьми я познакомила их с вокально-певческой установкой, объяснив, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для этого приводились следующие слова: «Сидит дед – ему сто лет, нам меньше – мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо.

Как было сказано ранее, упражнения делятся на две категории. Поэтому перед разучиванием произведения я настраивала голосовой аппарат учащихся на работу. Для этого в увлекательной форме проводила дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.

Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания применяла следующий прием: по руке, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, они задерживают дыхание, при движении руки вниз (к «точке») — делают выдох. Было предложено произнести детскую скороговорку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка .» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности экономно расходовать дыхание.

Проводилась работа по распеванию на гласные, согласные буквы алфавита: гаммообразная попевка, пение интервалов, гармонических последовательностей с названием слогов «за», «да», «ма», «мо», «ра», «ру», «лё», «лю».

Применялись упражнения на формирование чистого высотного звука, расширение диапазона. Например, пение высоких нот, наклоняясь вперед, похлопывая ладонями по животу. Здесь использовалась методика распевания новосибирского ученого В.В. Емельянова.

Изображение огромного животного снизу вверх. Медленно глиссандо вверх и вниз. Эти же упражнения с озвучиванием, похлопыванием отдельных частей: голова – у, шея – о, туловище – а, спина (низ) – э, хвост – ы. Штробас. Выполнять его с открытым ртом, подражая лягушкам.

Особенность состоит в том, что я особенно уделяла внимание игровой форме в выполнении данных упражнений, что более активно позволло вовлечь учащихся в работу на формирование тех или других вокальных навыков.

При разучивании песни выполняются упражнения, соответствующие характеру данного произведения. На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания использовала попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Для четкого проговаривания текста применялись скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «Пошла Поля полоть петрушку в поле», «Вело- мото- кино- фото- теле- радио- сипед», а также артикуляционная гимнастика.

Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, прививала умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные произносили утрированно, в первую очередь согласную «р». Обращала внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «опу-шка», а не «опуш-ка».

Большие трудности возникли в работе над ансамблем. Для ритмического ансамбля использовались детские музыкальный инструменты: ребята прохлопывали заданный ритмический рисунок, а так же небольшие попевки. Темой четверти в 3 классе является «Развитие музыки». С понятием и видами музыкального развития мы знакомились на примере песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Разучиваемая детьми песня являлась хорошим примером динамического развития. Для этого мы с ребятами говорили о содержании произведения, главных смысловых моментах, и стремились передать свое отношение в исполнении.

Проводимая работа осуществлялась с соблюдением требований по охране детского голоса: класс проветривался, соблюдался режим работы и отдыха.

Ниже в таблице приведены упражнения по распеванию, развитию навыков коллективного пения в классе.

№ занятия

Применяемые упражнения

1

Применяемые упражнения при распевании:

«Лошадки» Дети дышат громко, чтобы было слышно. 10 раз.

«Кошечки» Приседания с поворотами влево и вправо под музыку и без нее. 8 раз.

Распевание на гласные. По знаку руки - вдох носом, на выдохе пение звука до конца (а, о, у, и).

Распевание на слоги под аккомпанемент (ле-ми-ле, ма-мэ-ми-мо-му, ми (ма) -хи-хи-хи-хи )

Распевание на согласную. Три раза повторить отрывисто и на четвертый раз – протяжно (ж, м, з).

2

«Ладошки» Дети сжимают и разжимают ладошки под музыку. 6 раз.

«Ладошки» + «Кошечки». Под музыку и без нее. По 6 раз.

«Ладошки» + «Лошадки» и при этом приседание под музыку.8раз.

Распевание на согласные звуки (з, ж, н, м, б).

Рисование голосом динозаврика (он так же нарисован на доске, чтобы дети представили движение звука наглядно). Голова динозаврика – звук высокий, постепенно спускаемся к ногам – звук снижается до хрипения. Движение сверху - вниз.

Покричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4-5 – очень громко. На гласную «а»

Распевание на слог «юзия» на возвышение.

Распевание на гласные. Звук тянется, пока звучит нота. Сначала девочки, потом мальчики.

Распевание на слоги (ми-хи-хи-хи-хи, ма, мо)

Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду). Обратить внимание на дикцию.

3

Распевание на мелодию симфонии №40 В. А. Моцарта (на слог «ля», «лё», «ли»).

Распевание на слоги с открытым и закрытым ртом, очень тихо, просто тихо, громко и очень громко (лё-ли-лё-ли-лё).

Пропеть фразу «Светит солнышко к нам в окошечко» тихо, ласково, как марш.

Распевание по нотам (соль-ми-до, соль-ми-соль-ми). 8 раз.

Распевание по нотам (си-соль-ми).4раза.

Пение песни, выученной как домашнее задание «Большой хоровод». Сдают по одному на оценку.

Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду).

4

«Лошадки»

«Кошечки» + «Ладошки» под музыку и без нее.

Распевание на гласные. По знаку руки – вдох носом, на выдохе – пение звука до конца.

Распевание на слоги под аккомпанемент.

Распевание на согласные. 3 раза повторить отрывисто и на 4 раз протяжно (ж, м, з).

Рисование динозаврика голосом.

Прокричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4 – очень громко.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников
В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. Конструирование из стр ...

Проблема формирования хронологических представлений
Хронология в школе. Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность. Хронология – это вспомогательная историческая д ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru