Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки

Страница 3

Используя упражнения разного характера, более активно задействуются различные области голосового аппарата: носовая полость, рот, зубы, язык, голосовые связки, дыхание. Систематические занятия вокально-хоровыми упражнениями способствуют укреплению и развитию детского голосового аппарата, который необходим для успешного развития певческих способностей учащихся.

Об эффективности использования данной системы вокально-хоровых упражнений можно судить по результатам диагностики. Входная диагностика на уроках музыки показала, что учащиеся в самом начале обучения певческим навыкам не достаточно проявляли интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов мелодии, ритма, дыхательных упражнений.

Проведя практический эксперимент, мы видим, что учащиеся, которые выполняли цикл упражнений на развитие певческих способностей не только активно и с интересом продолжают работать на уроке, но и участвуют в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность.

По результатам теста-опросника:

Низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, слабовыраженный интерес к музыке у Коли К., Никиты. П.

Средний уровень, наличие интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки у Данила К, Кристины К., Наташи А.

Высокий уровень. Ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальной деятельности и разножанровой направленности – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров у Наташи Ш.

Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.

В результате обработки полученных данных, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей (Приложение 6).

Таким образом, учащиеся с высоким уровнем развития певческих способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством исполнительского мастерства, уверенностью в себе. Это помогает им принимать участие в музыкальной жизни школы, района, области и участвовать в конкурсах районных, областных и способствует в дальнейшем связать свою жизнь с песенным творчеством.

Методический материал, примененный для проведения педагогического исследования, может быть полезен в работе педагогам, студентам, преподавателям музыки.

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

В работе было рассмотрено существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России, значение хорового пения, раскрыли средства вокально-хоровой выразительности в пении. Изучили и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике.

Выявили и проверили результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.

В практической части исследования мы выявили музыкальные интересы учеников данного класса. На протяжении месяца в течение четырех занятий мы использовали упражнения на развитие певческих навыков. Наблюдения и беседы показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие способности, следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют интерес к пению.

Дети при исполнении вокального произведения допускали серьезные ошибки, а именно, не могли правильно интонировать мелодию, передать ритмический рисунок произведения, эмоционально окрасить его, вникая в текст. В подтверждение данной проблемы проводилась диагностика, результаты которой показали, что многие учащиеся не умеют правильно владеть техникой дыхания во время пения, многие не имеют представления о звуковысотном соотношении, интонировании и используют возможности голоса при пении не в полном объеме, а на бытовом уровне.

На диагностических беседах выяснилось, так же, нравится ли ученикам на уроке музыки петь хором, сольно. Выявленные музыкальные интересы и пристрастия учеников помогли наметить перспективы дальнейшей деятельности.

В результате поведения эксперимента, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей.

Учащиеся научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность. Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Психологические особенности подросткового возраста
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Проявления подросткового возраста: чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с порази ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
В современной советской системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где дети идут в школу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естестве ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru