История развития воспитания этнической толерантности

Педагогика как наука » Воспитание этнической толерантности в школе » История развития воспитания этнической толерантности

Страница 2

Император Константин первый понял, что христианскую религию уже невозможно истребить в силу непрочности основ государственного устройства огромной империи, и поэтому легализовал христианство. Этот поступок дал Константину большое влияние в Империи, а христианство в отличие от других многочисленных культов стало единственной религией, имеющей возможность быть общеимперской идеологией.

Хотелось бы сразу заметить, что проблема толерантности как таковая впервые возникла в человеческой цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты обществом в последующие столетия.

Но утверждение монотеистического сознания связано с историческим парадоксом: испытав на себе жестокие гонения язычников и нуждаясь в общественной толерантности, христиане, завоевав господствующие позиции в общественном сознании, добиваются двух фундаментальных результатов в духовной жизни: во-первых, они утверждают понятие Абсолюта, высшего и совершенного Бытия; во-вторых, они превращают философию в служанку религии, ограничивая движение мысли рамками основной догмы. Утверждение полученной через откровение единственной абсолютной истины делает толерантность логически и нравственно невозможной.

Утверждение абсолютной веры стало путем к социальному миру. Но появляются новые оппоненты единой религии в её же рядах. Это «проявление» в истории получило название – ересь. С ней начинают бороться представители «истинного» христианства. Вместе с тем, очевидно, что встреча абсолютных верований чревата опасным и непримиримым конфликтом.

Постоянное очищение веры от потенциальных носителей внутреннего конфликта с течением времени оказывалось все более трудной задачей. Составляющей разрастания внутреннего конфликта оказывался конфликт внешний, где противостояли друг другу взаимоисключающие доктрины, в равной мере претендующие на абсолютность.

Все это вылилось за многие века человеческой истории в Религиозные войны, которые подготовили легитимизацию толерантности.

Мир в итоге изменился, и изменилось отношение человека к религии. Таким образом, отношения с религией, которые позволяют сохранять ее нравственные функции и вместе с тем достаточно определенно очерчивают границы ее компетенции, превращают толерантность в постоянную черту жизни общества.

Но вернемся несколько назад. Одной из предпосылок изучения толерантности и внедрения её непосредственно в воспитательный процесс так же можно назвать – Великие географические открытия. Для мира той эпохи был свойствен европоцентризм. Великие географические открытия – эпоха «открытия» иных культур, самобытных, уникальных и непохожих на европейские образцы. Это был своего рода философско-мировоззренческий культурный шок для западного человека, выросшего внутри европоцентристского и христианоцентристского мира. Люди внезапно поняли, что их история и культура, их бог и религия, их устройство жизни и социальный порядок представляют лишь один из многих возможных миров, причем, отнюдь не самый лучший.

На смену европоцентризму приходит плюралистическая модель мира, сторонники которой исходят из идей многообразия равноценных культур.

Но вернемся к религиозным войнам и появлению основ толерантности в образовании школ того времени. В Европе начинается Реформация. Основные её принципы провозглашают индивидуальность, «самость» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия именно для школы и педагогики. Протестантская реформация породила новые педагогические проблемы в связи с развитием и распространением новых религиозных конфессий. Именно в этот момент можно сказать, что в педагогику вводятся принципы толерантности. Прежде всего, это были проблемы свободы вероисповедания и религиозного образования. Замечу, что ничего подобного до этого времени в европейской школе не наблюдалось.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Психологические особенности процесса восприятия окружающего мира нормально видящих детей
Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: – во-первых, объединяет свойства предметов в целостный образ предмета, – во-вторых, оно объединяет свойства предметов в целостный образ предмета, согласованной работе по переработке и получению информаци ...

Психологические проблемы одаренных младших школьников
Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка — это не надо упускать из виду — выступают и те особенности возраста, которые окажутся переходящим, недолговечными. Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта. Но ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru