История развития воспитания этнической толерантности

Педагогика как наука » Воспитание этнической толерантности в школе » История развития воспитания этнической толерантности

Страница 4

ХХ век в истории человечества справедливо можно разделить на довоенный и послевоенный периоды. Естественно, что мироощущение и мировосприятие людей в обоих этих периодах было различным. Ведь человечество после трагедий Второй Мировой Войны сильно изменилось. Это привело наш мир на рубеже 1980 – 1990-х гг. к окончанию глобальной идеологической конфронтации. В связи с этим в трактовки воспитания были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира.

Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность изучения и освоения культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества. А принципы, противостоящие расизму, национализму, религиозному экстремизму, насильственной европеизации, уничтожению традиционных культур нашли свое отражение в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, а также в принятой ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности, в которой говорится о необходимости уважения, принятия и понимания богатства многообразия культур нашего мира. В Декларации принципов толерантности большая роль в формировании толерантности отводится образованию как составной части государственной политики в области межкультурных отношений.

Касаясь нашей страны в отдельности, можно отметить: что в многонациональной России ещё до Октября 1917 г. говорили о важности воспитания школьников в духе уважения иных народов.

Особенности русского этноса, как можно заметить, отразились в этнической культуре нашей станы. Россия испокон веков считалась многонациональной, поэтому о каком-то ярко выраженном большом межэтническом конфликте мы не можем говорить.

Для русского народа характерно частичное ассимилирование, принятие новых этнических компонентов. При этом и русские, и другие народы нашего государства вовлечены в совместную созидательную деятельность, где обе стороны сохраняют свою самобытность. На протяжении всей истории народа в результате миграционных процессов происходило проникновения в русский этнос различных этнических компонентов. Многообразные контакты с другими этносами, населявшими территорию европейской равнины, сделали русских открытыми для сотрудничества с другими народами. Возможно, это обстоятельство и определило главное в стиле взаимоотношений между народами – принцип этнической терпимости, ставший издавна ведущим: между народами России не существовало межнациональной вражды, они жили по соседству, сотрудничая и почитая своих богов.

История этноса наложила отпечаток и на педагогическую культуру русского народа.

В России в педагогической публицистике идеи межнациональной гармонии всегда преобладали над идеологией национального превосходства. Проблемы преодоления национальной кичливости и эгоизма, внимания к культуре и истории малых этносов России, воспитания детей в духе равного уважения ко всем народам находили свое отражение в трудах великих русских педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева.В послеоктябрьский период все чаще стали говорить об интернациональном воспитании детей. Н.К. Крупская считала очень важным воспитание культуры межнационального общения. Она предлагала комплектовать учебные классы с учетом этнического многообразия, сочетать преподавание на родном языке и на русском, организовывать совместное участие ребят разных национальностей в праздниках, прогулках, экскурсиях и т.д. Гуманистическая направленность советского интернационализма выражалась в противостоянии расизму и национализму, в уважении обычаев и культуры других стран и народов, в стремлении к сотрудничеству с ними. Но все же, в массовой практике советских школ дело не шло дальше ознакомления детей с культурами народов - в основном с экзотическими национальными костюмами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Как учится маленький ребенок
Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например, чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3--4 ...

Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимани ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru