Формы и методы осуществления воспитания этнической толерантности в школе

Педагогика как наука » Воспитание этнической толерантности в школе » Формы и методы осуществления воспитания этнической толерантности в школе

Страница 3

В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости. Ребенку будет интересно и полезно рассматривать, обсуждать какие-либо вопросы, темы, находить в них плюсы и минусы. Это в дальнейшем может оказать сильное влияние на его мироощущение и миропонимание.

Возвращаясь к началу вопроса о методах и формах воспитания толерантности, напомним, что реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приемов, форм, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же форм воспитания. Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.Для педагогической теории и практики важно классифицировать формы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить эти формы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации форм воспитания следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеником и его отношениях с окружающими.

Поэтому на основе выше написанного можно выделить две группы форм воспитания толерантности. Первая группа связана с организацией деятельности детей в классе, а именно: урочная работа, и внеурочная работа. Урочная работа является национально-региональным компонентом содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности. Под внеурочной работой подразумевается введение специального курса, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную, так как располагает большим временем. Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Под диалоговой рефлексией понимается диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить приемы в рамках проведения беседы с ребенком.

К более конкретным формам осуществления воспитания этнической толерантности в школе, входящим в урочную и неурочную работу, можно отнести следующие известные педагогические технологии:

письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы;

устные сообщения учащихся;

работа в парах, группах;

выпуск школьной газеты;

составление кроссвордов;

посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества;

тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Эта форма была предложена Зеловой Татьяной Павловной. Она при этом отмечает, что участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся: а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей; в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей; г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению. Существует тренинг индивидуальный – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят; а также есть и групповой тренинг. Коллективная учебная деятельность представляет более высокий уровень, социально-психологической подготовки, где специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Самым известным тренингом является ролевая игра;

психодрама (социодрама) – самая новейшая педагогическая технология, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии. Это метод психотерапии, созданный Якобом Морено, главной целью которого является развитие творческого потенциала человека и расширение возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Психодрама ведет свою историю с начала 1920-х годов. Сегодня применяя этот метод в педагогике, мы говорим о социально-психологическом театре, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают, конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается проигрывание конфликтных ситуаций.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Предполагаемые плюсы реформирования образования
Бакалавриат- первый уровень, студент получает фундаментальное образование, а затем решает, чем будет заниматься дальше. Магистратура- возможность развития профессиональных знаний и навыков на базе бакалаврского образования, направления могут быть самыми разными. Для этого должны развиваться разные программы ...

Характеристика программы “Начала алгебры” для 6-го класса
Основным результатом обучения в среднем звене должна являться математическая грамотность учащихся как общекультурное умение, в которое входит : владение основными понятиями и методами изучения математических объектов (такими как обобщение, спецификация, аналогия, распространение, систематизация и др.); умени ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru