Формы и методы осуществления воспитания этнической толерантности в школе

Педагогика как наука » Воспитание этнической толерантности в школе » Формы и методы осуществления воспитания этнической толерантности в школе

Страница 4

Все выше перечисленные формы воспитания этнической толерантности вносят разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

Особо отмечу, что наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Но при этом важно, чтобы была сформирована установка учащихся на совместную работу, так как очень важно понимание школьниками её целей и нахождения в этой работе личностного смысла. Большое значение играет при этом совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе.

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.

Коллективная творческая деятельность, общение способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе.

Для воспитания толерантности большое значение имеет включенность всех детей в классе в управление его жизнедеятельностью. Такую включенность можно достигнуть только на основе развития детского самоуправления. Детское самоуправление - это демократическая форма организации детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Развитие самостоятельности – поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере становления детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей. При этом важно, чтобы самоуправление учитывало интересы всех групп детей, обучающихся в данном классе. Принятие и реализация управленческих решений - обязательный признак развивающегося самоуправления. При этом педагог должен выступать гарантом прав всех групп детей, постоянно подчеркивая, что решение должно соответствовать интересам, как большинства, так и меньшинства детей. Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой - способствует объединению детей на основе их интересов. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора пути решения поставленной проблемы. Формирование группового мотива действий проходит более успешно через включение учащихся в решение управленческих проблемных ситуаций, решая их, учащиеся осуществляют поиск оптимальных путей управления ученическим коллективом на данном этапе его функционирования.

Важной формой самоуправления детей является классное ученическое собрание, где дети должны учиться демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Правильно организованное собрание содержит большой потенциал для воспитания толерантности. Классное собрание - это высший орган самоуправления в ученическом коллективе. Оно является высшим потому, что в его работе принимают участие все школьники, обучающиеся в данном классе.

На классном собрании распределяются поручения учащимся, избирается староста (командир, президент и т. п.), представители в органы ученического коллектива, заслушиваются отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждаются различные памятки, положения. Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое собрание), но возможно и обсуждение одного или нескольких организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы). Созываются экстренные (внеочередные) собрания, когда какие-либо вопросы необходимо обсудить и решить немедленно. При этом важно, чтобы в органах самоуправления были представители всех групп (национальных, социальных), обучающихся в данном классе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Педагогические, социальные и психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому, часто к трудным относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Трудные ведут себя с напускной независи ...

Особенности формирования познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
Прежде чем рассматривать особенности формирования познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта, рассмотрим, как происходит формирование познавательных интересов у нормально развивающихся младших школьников. Младший школьник находится в новых для него условиях – он включен в обществен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru