Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей

Педагогика как наука » Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей

«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» - эти слова педагога Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того, насколько правильно мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное благополучие ребенка в семье и детском саду.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка, невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами. Так, детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. В какой-то степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически грамотно. Ведь неправильной методикой воспитания и обучения развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и др. В связи с вышесказанным, актуальность темы определяется её социальной значимостью - оказание необходимой помощи семье в выполнении воспитательных функций.

Объектом исследования является организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, а предметом исследования - формы и методы работы детского сада с семьями воспитанников.

Цель: Раскрыть формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-

педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

2. Рассмотреть современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ.

3. Познакомится с формами взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

4. Определить важность психолого-

педагогического просвещения родителей.

Гипотеза исследования: Предполагаем, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее если:

- нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;

- в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические подходы по работе дошкольного образовательного учреждения с семьей. Практическая значимость: Результаты могут быть применены воспитателями для работы с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.

Методологическая основа исследования - научно обоснованные педагогические теории о социальной роли семьи, ее приоритете в развитии личности ребенка, необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей, педагогической поддержки семьи (Е.П.Арнаутова, Т.И. Гризик, О.И.Давыдова, В.П.Дуброва, Е.С.Евдокимова, Л.В.Загик, О.Л.Зверева, В.М.Иванова, П.Ф.Каптерев, А.В.Козлова, В.К.Котырло, А.А.Майер, Л.Ф.Островская, К.Д.Ушинский и др.).

Методы исследования:

ü Теоретические:

а) анализ психолого-педагогической литературы;

б) сравнение, обобщение, конкретизация;

в) изучение передового педагогического опыта.

ü Эмпирические: беседы, анкетирование, наблюдения, количественный и качественный анализ данных исследования.

База исследования: МАДОУ д/с комбинированного вида № 10 «Аленький цветочек», охвачено 20 родителей.


Другие статьи:

Конференции министров образования европейских государств участников Болонской системы
В Пражском коммюнике, от 2001 года, число стран–членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей, в условиях непрерывного образования, с участием студентов в качестве активных участников повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. Кроме т ...

Типология и структура урока
Особое внимание современные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru