Пример 2. Если и d = 2, то получим арифметическую прогрессию: 1; 3; 5; 7; 9; … , которая является последовательностью положительных нечетных чисел.
Пример 3. Если и
, то заданная арифметическая прогрессия: – 2; – 4; 0; 8; 10; … является последовательностью отрицательных четных чисел.
Пример 4. Если и
, то имеем арифметическую прогрессию: 7; 7; 7; … , все члены которой равны между собой.
Зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой ее член, вычисляя последовательно второй, третий, четвертый и т. д. члены. Но для нахождения члена прогрессии с больший номером такой способ неудобен. Постараемся отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы.
По определению арифметической прогрессии
Точно так же находим, что , и вообще, чтобы найти
нужно к
прибавить (n – 1)d, т. е.
(2)
Мы получили формулу n
-го члена арифметической прогрессии
. Докажем ее методом математической индукции.
1. При эта формула верна:
.
2. Предположим, что формула (2) верна при ,
, т.е.
3. По определению арифметической прогрессии . Подставляя сюда выражение для k-го члена, получим
, а это есть формула (2) при
.
Из принципа математической индукции следует, что формула (2) верна для любого натурального п.
Что и требовалось доказать.
Приведем примеры решения задач с использованием этой формулы.
Пример 1. Последовательность – арифметическая прогрессия, в которой
и
. Найдем десятый и сотый член этой прогрессии.
Имеем:
Пример 2. Выясним, является ли число 71 членом арифметической прогрессии : – 10; – 5,5; – 1; 3,5; . .
В данной арифметической прогрессии и
,
. Запишем формулу n-го члена прогрессии:
, т.е.
.
Число 71
является членом арифметической прогрессии , если существует такое натуральное числи n, при котором значение выражения (4,5n – 14,5) равно 71. Решим уравнение 4,5n – 14,5 = 71.
Получим: 4,5n = 85,5, п=19.
Значит, число 71 является членом данной арифметической прогрессии.
Формулу n-го члена арифметической прогрессии можно записать иначе:
Отсюда ясно, что любая арифметическая прогрессия может быть задана формулой вида , где k и b – некоторые числа.
Верно и обратное: последовательностъ , заданная формулой вида
, где k и b – некоторые числа, является арифметической прогрессией.
Действительно, найдем разность (n+1)-го и n-го членов последовательности :
Другие статьи:
Методическая работа с общественными объединениями учащихся на
городском уровне
В 2012/2013 учебном году педагогический коллектив Центра творчества детей и молодёжи осуществлял свою деятельность в соответствии с государственными законодательными актами, нормативно-правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь. Работа учреждения была направлена на решение следующих з ...
План работы радиокружка «Радиотехник»
Работа кружка проводится по вторникам и четвергам. Кружок рассчитан на учащихся третьего – четвёртого курса, знающих основы радиотехники. Цели: Дидактическая – способствовать закреплению знаний, усовершенствовать умения учащихся при изготовлении светодиодного табло. Воспитательная – способствовать воспитанию ...