Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты

Педагогика как наука » Подготовка старшеклассников к семейной жизни » Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты

Страница 1

Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь. Базовой основой этой ориентации могу служить этнокультурное наследие каждого народа, ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают мировую педагогическую мысль.

Исследованию основных закономерностей процесса подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, определению его путей, методов и средств посвящены работы Б.П. Битинаса, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, А.В. Зосимовского, Т.Н.Мальковской, И.С. Марьенко, Н.И. Монахова, Л.И. Рувинского, Г.Н. Филонова, И.Ф. Харламова и др. Важность формирования самостоятельности и потребности старшеклассников в общественно полезной деятельности отмечали Т.К. Ахаян, Е.Е. Насиновская, К.Д. Радина, Д.И. Фельдштейн, А.С. Шаров и др. Наиболее значимыми являются идеи об учете самооценки подростков и особенностей социально-педагогической ситуации (А.В. Аверген, Б.Д. Парыши, С.Н. Токарева и др.).

Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной культуры личности всегда находилось и сейчас находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, стремящихся выявить социокуль-турную специфику нового времени и пространственно-временные инварианты морали (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, П.С. Гуревич, ОГ. Дробницкий, М.С. Каган, Л. Колберг, А.И. Титаренко, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

В последние годы изучение этнопедагогических и поликультурных аспектов данной проблемы приобрело особую актуальность. Это связано как с ростом национально-этнического самосознания людей, активизацией процессов этнопедагогизации, обращением к этнопсихологии, вековым народным традициям и обычаям воспитания подрастающего поколения, так и с гуманизацией и гуманитаризацией образования и воспитания, разработкой регионального компонента содержания этих процессов (Т.В. Анисенкова, В.А. Бакаев, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Ш.А. Мирзоев, А.Х. Мухамбаева, А.П. Орлова, Ю.А. Рудь, СВ. Стручкова и др.).

В педагогической науке широко рассмотрены концептуальные основы этнопедагогики, проанализирована роль народных традиций в процессе формирования личности (А.А. Бугаева, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, А.Б. Григорян, Л.Н. Гумилев, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, АЛ. Оконешникова, И.С. Портнягин, Я.И. Ханбиков, В.Н. Черкасова и др.). Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н. Волков и его ученики. В своем труде «Этнопедагогика» он раскрыл сущность народной педагогики как науки, определил суть и ее предмет этнопедагогического подхода. Г.Н. Волков убедительно доказал, что народная культура и народная педагогика являются ценным источником для исследователей и содержат в себе богатейший опыт воспитания многих поколений. Он пишет: «Этнопедагогика является педагогикой национального спасения, любви, мудрости . без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности. Без духовности - нет личности, без личности - нет народа».

Невозможно выделить особую сферу этнопедагогических знаний, поскольку они пронизывают практически все составные части духовной и материальной культуры народа: обычаи, традиции, обряды, верования, игры, игрушки, трудовые операции и т.д. Знания об этносе изучаются многими науками: этнографией, этнологией, этнопсихологией, этносоциологией и др.

Семья - один из наиболее древних социальных институтов, в котором заложено организующее начало воспитательной деятельности общества. В семье отражается социальный характер окружающей среды и реализуется задачи формирования гражданских качеств личности. Она является предметом исследования социологов, демографов, этнографов, философов, психологов, педагогов. В государственных документах о семье и семейной политике подчеркивается примат семьи, семейного социума как главной сферы всей социальной политики общества. В соответствии с этим вся социальная политика государства осуществляется на основе принципа первичности личности и семьи по отношению к другим общественным институтам и структурам .

Семья - это экономическая, производящая и потребляющая единица, психологическая общность группы людей, где на первый план выступают взаимоотношения супругов между собой и со старшим поколением, а также цели и методы воспитания детей. В данном случае нас больше всего интересует нас социализирующее воздействие семьи на детей. Оно во многом зависит от материальных условий семьи, ее состава, образовательного ценза и профессиональной принадлежности родителей, детско-родительских отношений и особенностей взаимовлияния, культуры общения, гражданской позиции родителей и т.д. В региональном аспекте большую роль играют национальные традиции семейного воспитания (Р.Я. Антонова, А.А. Григорьева, А.Е. Сергучев, А.А. Пахомов, М.М. Прокопьева и др.).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Единый государственный экзамен
Процедура проведения ЕГЭ 1-й этап (январь-февраль текущего учебного года). Утверждение расписания ЕГЭ Федеральной службой по надзору в сфере образования. 2-й этап. Каждый выпускник должен в письменной форме (заявление) определится какие экзамены, в какой форме (традиционной или в ЕГЭ) будет сдавать 3-й этап ...

Педагогические функции персонального компьютера в учебно-воспитательном процессе
Для обоснования эффективности использования компьютерной техники в качестве средства обучения необходимо дать ответы на следующие основные вопросы: Какие конкретные, собственно педагогические функции могут быть возложены на компьютер в учебно-воспитательном процессе? Какими требованиями следует руководствова ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru