Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты

Педагогика как наука » Подготовка старшеклассников к семейной жизни » Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты

Страница 2

Как показывают результаты ряда исследований (Н.В. Гребенников, М.Г. Колодезникова, И.С. Кон, Б.Н. Попов, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.), влияние семьи на формирование личности ребенка весьма специфично. Данное своеобразие характеризуется тем, что семейное воздействие представляет собой совокупность как организованного и стихийного педагогического явления. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что контакты между людьми, как подчеркивают специалисты, имеют биологическое и социальное начало .

Социально-педагогический анализ сохранившихся этических традиций семейного воспитания народов показывает, что они, прежде всего, обеспечивают управляемость формированием личности старшеклассника.

Это происходит благодаря тому, что в семье:

- сохранены народные традиции, определяющие алгоритм поведения человека;

- воспитание детей осуществляется в органическом процессе жизнедеятельности семьи;

- отношение к детям исключает физическое наказание и жестокость при уважении к личности ребенка, его собственному мнению, праву на успех и ошибку, что сочетается с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей;

- обеспечивается усвоение ребенком общественной культуры, норм поведения, морали в нерегламентированных благоприятных условиях в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- сохранены и являются неписаными законами нормы и правила, вытекающие из таких этических традиций, как культ предков, почитание старших, уважение личности детей, бережное отношение к окружающей природе, любовь к родным местам и др.

Семья, по признанию ученых, одна величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В позитивном развитии, сохранении и упрочении семьи заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической, малой социально-психологической группой, подчеркивая, тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего, с семьей: счастливым человеком себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком.

Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

По мнению А.Г. Харчева, что брак и семья возникли в разные исторические периоды; семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей .

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее, эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Семья - продукт длительного исторического развития, форма совершенствования общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Арифметическая прогрессия
Будем выписывать в порядке возрастания положительные четные числа. Первое такое число равно 2, второе 4, третье 6 и т.д. Получим последовательность 2, 4, 6, … . Очевидно, что на четвертом месте этой последовательности будет число 8, на десятом – число 20 и т.д. Вообще для любого номера n можно указать соотве ...

Анализ учебного комплекса под редакцией В.В. Бабайцевой
Он состоит из 3-х частей, каждая из которых содержит определённый материал, подлежащий усвоению. Учебник для выполняет следующие функции: Информационную, т.е. в учебнике предоставлены все необходимые сведения и дополнительная информация, которые составляют обязательную базу знаний для учащихся. Систематизиру ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru