Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Страница 4

Упражнения на выкладывание ряда предметов по убывающей величине, соотнесение предметов одного вида с другими предметами соответствующей величины (рыбки и аквариумы, зверюшки и домики, мячи и корзинки и т.д.) способствуют накоплению чувственных образов предметов и их величины.

Важным аспектом в работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе, является знакомство с тетрадью в клетку. Это особенно актуально в работе с детьми со зрительными нарушениями, так как часто из-за снижения остроты зрения они плохо различают клетки в тетради. Необходимо детям давать задания, направленные на то, чтобы дети поняли, как строится клетка в тетради и как можно рисовать по клеткам. На начальном этапе детям предлагается сделать из цветных квадратов коврик, затем обвести по контуру каждый квадрат. Так они усвоят, как получается клетка в тетради, и что все клетки в тетради – это квадратики. Рисование по клеткам, вписывание в клетки геометрических фигур, использование клетки как условной мерки для изображения предмета соответствующей величины – все эти упражнения способствуют развитию зрительного опыта детей с нарушением зрения. А предлагаемые задания комплексно решают общеобразовательные и коррекционно-компенсаторные задачи в процессе обучения детей с нарушением зрения по математике в детском саду в пропедевтический период подготовки к обучению в школе.

Счет – это общественно выработанный и необходимый способ решения задач в предметной плоскости. В результате практического действия счета дети учатся понимать количественные характеристики различных совокупностей предметов окружающей действительности. Успешность обучения счету и понимание количества и числа во многом определяется тем, как хорошо дети знают и представляют окружающий мир.

Эксперимент показал, что у детей с косоглазием и амблиопией, из-за недостаточности зрительносенсорного опыта, наблюдается некоторый разрыв между уровнем предметно-практических действий и словесными выводами об этих действиях. Так, при определении количества элементов в двух множествах. Каждое из которых состоит из разных по величине предметов, многие из старших дошкольников, не считая, говорили, что больших грибов больше, чем маленьких, хотя множества были равны. Это указывает на несформированность у детей представлений о счете и понимания ими независимости числа от массы, величины единиц числа и их пространственного положения. В связи с этим, возникает необходимость развития, уточнения, обогащения зрительных представлений о предметах и объектах окружающей действительности. В процессе счета дети должны постоянно упражняться в выделении различных объектов, объединять их в группы и понимать количественные связи и зависимости. Для этого разработаны задания, где дети одновременно уточняют свои представления о предметном мире, учатся понимать число и счет и, в то же время, у них систематически тренируются различные зрительные функции. Для этого применяются рисование, штриховка, обводка, работа с мозаикой. Применение этих упражнений способствует активному развитию зрительно – двигательных взаимосвязей, уточнению, обогащению представлений. Дети учатся соотносить свои предметно-практические действия с заданным образцом, выделять признаки и свойства предметов, их количество. Все это способствует детализации, обогащению, уточнению зрительных образов, а так как каждое задание носит комплексный характер, то одновременно

решаются общеобразовательные, коррекционно-компенсаторные и лечебные задачи. Широкое применение на занятиях по математике получили устные и зрительные диктанты, в задачу которых входит научить детей внимательно слушать словесные установки и анализировать зрительно образец выполнения задания, а также соотносить слово с конкретным практическим действием. Опишем некоторые из них.

1. Полоску бумаги разделить вертикально на три равные части.

Слева нарисовать восемь кругов, справа – шесть, в середине изобразить семь кругов.

После практического действия дети должны сделать выводы о смежных числах и их отношениях.

2. Лист бумаги горизонтально поделить на три полоски. На первой (верхней) полоске нарисовать семь кругов, на второй – на один больше, чем на первой, на третьей – на один больше, чем на второй. После количественного счета можно предложить упражнение для закрепления порядкового счета, для чего предлагается заштриховать на первой полоске пятый круг, на второй – шестой круг, на третьей – девятый круг.

3. Обвести по контуру три пирамидки и две бабочки и рассмотреть состав числа пять.

4. Упражнение «Назови пропущенное число». На готовых карточках нарисованы группы предметов, следует повторить их количество, выкладывая эти предметы из геометрических фигур и самостоятельно изобразить пропущенное число (шесть-восемь, пять-семь).

Большое внимание следует уделять формированию представлений в играх, труде и повседневной жизни. Дети считали предметы ухода за растениями и животными, цветы на подоконниках, пуговицы на своей одежде, окна домов, цветные карандаши, игрушки, рисунки на тканях, количество шагов и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки
Периодом создания обществоведения, считается середина 60-х годов, когда произошло создание учебно-методического комплекса нового курса (программы, учебника, методического пособия для учителей, хрестоматии, словаря для учащихся «Основные понятия по обществоведению»). Несмотря на углубляющийся кризис в обществ ...

Урок истории как учебное занятие
Учитывая, что курсовая работа является своеобразным методическим пособием для специальности 0304, остановимся на уроке истории как учебном занятии. Учебные занятия рассматриваются в русском языке как «учебные упражнения, уроки, лекции. Они представляют основную организационную форму изучения истории в состав ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru