Анализ результатов опытно - эмпирического исследования по социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей

Педагогика как наука » Работа социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей » Анализ результатов опытно - эмпирического исследования по социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей

Страница 2

Анализ результатов диагностики по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено показал, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании социоматрици и социограммы можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 - 2 человека. Из социометрического опроса можно сделать вывод, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности минимальный, данную группу можно считать благополучной.

Среди изолированных детей нужно выделить Максима К., он из разведенной семьи. Из разговора с мальчиком я сделал вывод о том, что Максим К. понимает, что такое развод, и знает, что его родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. Что он боится остаться один в результате развода. Мне кажется, что он оказался объектом нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у него чувства неуверенности. Таким образом, Максим К., с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием родителя, а с другой — он продолжает любить обоих родителей, сохраняет привязанность к отцу и матери.

Тест Рисунок семьи - состоит из двух этапов. Первый этап - сам процесс рисования. Второй этап - беседа после того, как рисунок сделан, во время которой испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказывает возникшие в связи с ними ассоциации .

На основе выполнения учащимися изображения, ответов на вопросы мы оценили особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Все данные, которые были получены при помощи теста, были обработаны. Было замечено, что замкнутые дети становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании - можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого.

Материал, который использовался в тесте, - стандартный лист бумаги (А4), простой карандаш (лучше мягкий), ластик.

Учащимися предлагалось на листе бумаги, в левом верхнем углу написать свою фамилию, имя и класс, нарисовать свою семью как они её себе представляют, где все заняты обычным делом. При выполнении теста время ограничивалось в пределах 15- 20 минут. После выполнения задания был проведен опрос в ходе, которого выяснялся смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Результаты теста представлены в приложении В.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для грамотной диагностики определения внутрисемейных отношений требуется проводить психологические тесты, из всего многообразия тестов мы выбрали, на наш взгляд самый подходящий к нашей теме, т.к. он охватывает несколько психологических факторов развития ребенка – это тест «рисунок семьи».

Результаты теста показали нам, что у детей из разведенных семей (Карина Б., Максим К., Сергей М., Аяна Т., Андрей Щ.) выявлен высокий и средний уровень эмоциональной тревожности, чувство вины, недостаток близкого общения, также у большинства детей есть острая потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту. После развода родителей важно чтобы ребенок не потерял чувство безопасности и уверенности в том, что он сможет справиться с трудностями, переживаниями. Ребенку нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет, и который будет объективно смотреть на происходящее, а не настраивать его против одного из родителей.

У таких детей как (Валя Б., Кристина К., Нурсадык М., Кирилл Н., Влад Т., и Нуркалый Ч.) были выявлены такие чувства как: недостаток эмоциональных связей, чувство одиночества, изолированности, отчужденность. Мы увидели психологический климат семьи и предложили различные рекомендации для более успешного развития ребенка, если же родители не могут обеспечить соответствующий психологический климат, следует попытаться сделать в классе психологический климат максимально приближенный к семейному, и сделать все возможное для полноценного развития ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Принципы обучения
Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам ...

Психолого-педагогические основы готовности ребёнка к школьному обучению
В настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса. Прежде всего, как отмечает В. Андреева, это относится к разрыву между дошкольным и начальным школьным образовани ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru