Анализ результатов опытно - эмпирического исследования по социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей

Педагогика как наука » Работа социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей » Анализ результатов опытно - эмпирического исследования по социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей

Страница 3

Для изучения эмоционального состояния младших школьников мы использовали рисуночный тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж. Бук первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Материал, который использовался в тесте, - стандартный лист бумаги (А4), простой карандаш, ластик.

Учащимися предлагалось на листе бумаги, нарисовать, как можно лучше дом, дерево и человека. Все данные, которые были получены при помощи теста, были обработаны. В целом толкование результатов теста были сделаны с учетом максимально полной информации о том, кого мы тестировали, его прошлом и настоящем. Интерпретация рисунков учащихся представлена в приложении Г.

Анализ результатов диагностики по тесту «Дом. Дерево. Человек» показал, что в данной группе детей из разведенных семей (Карина Б., Максим, К., Сергей М., Аяна Т., и Андрей Щ) имеют тревожность, неуверенность, такие дети зачастую мнительны, а мнительность порождает недоверие к другим. Такие дети опасается других, ждут нападения, насмешки, обиды. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Тем не менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Также небольшая часть детей имеют средний уровень выраженности враждебности Влад Б., Слава П., Валя Б., Максим К., Гелия Б. Из результата исследования было выявлено большинство детей с чувствами конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, чувства неполноценности, трудностей общения – (Кристина К., Регина М., Нуркалый Ч., Кирилл Н., Влад В., Андрей Ч., Карина Ч., и Нурсадык М).

Подведя итог можно добавить лишь о том, что у большинства детей из этой группы испытывают необходимость в общении именно со сверстниками, т.к. на это время приходится пик активности по формированию тех или иных особенностей личности, и поэтому именно в это время необходимо проследить за формированием желания и возможности ребенка самоутвердиться. И если данная потребность не удовлетворяется, у ребенка снижается уровень успеваемости в школе, что ведет зачастую, к проблемам контроля в семье.

Опросник АСВ «Психологические причины отклонений в семейном воспитании». Э.Г. Эйдемиллер предназначен для исследования проблемных семей, в которых есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

Испытуемому предлагалось в опроснике написать фамилию, имя и класс ребенка. Далее они читали инструкцию, которая содержала следующую информацию: «Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если вы, в общем, не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете исследователю в работе с вами. Тест обрабатывался с помощью бланка для ответов опросника АСВ, таблица № 2, при обнаружении нескольких особенностей (отклонений) воспитания мы обращались к таблице № 3 и описание шкал опросника АСВ для установления конкретного, присутствующего в воспитательном поведении данного родителя типа семейного воспитания.

Материал, который использовался в тесте, - опросник АСВ для родителей, простой карандаш или ручка. Вопросы теста и результаты представлены в приложении Д. Тест был выдан родителям домой, где они его выполняли. К сожалению большая засть испытуемых не выполнили задание или вовсе не вернули опросник исследователю. Все данные, которые были получены при помощи теста, были обработаны.

Таким образом, опросник АСВ для родителей позволил выявить ряд закономерностей детско - родительских отношений:

- родители уважают индивидуальность ребенка (Регина М., Аяна Т., Влад Б.), симпатизируют ему. Стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобрят его интересы и планы. Ощущает себя с ним единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей, родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родители высоко оценивают интеллектуальные творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него;

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru