Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»

Педагогика как наука » Изучение взаимосвязи национальных литератур на уроках литературы в средней школе » Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»

Страница 2

Далее необходимо отметить, что в школьном курсе зарубежной литературы представлены писатели разных стран и эпох. Поэтому очень важно выявить индивидуальные особенности каждого и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой, подчеркнуть преемственность в развитии литературы, восприятие традиций и их обновление. Одна из важных задач – раскрытие гуманистического характера творчества писателей.

В соответствии с Проектом Государственного стандарта по литературе изучение драматических произведений в среднем звене предполагается, но их набор жестко не регламентируется.

Образцы заданий для контроля направлены на оценку восприятия / воображения и эмоционального отклика учащихся на драматическое произведение.

Драма ­ литературное произведение, построенное в форме диалога и предназначенное для сценического выполнения. Как литературное произведение, драма довольно широко представлена в школьных программах для учеников среднего и старшего звена.

Впервые понятие о драме как литературном роде и о трагедии как жанре драматургии подается во время изучения в 8 классе произведений Эсхила «Прометей закованный» и В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Ученики старшего звена драматические произведения изучают в каждом классе, а именно:

9 класс: В. Шекспир «Гамлет», Мольер «Мещанин-Шляхтич», Й.-В. Гете «Фауст».

10 класс: Г. Ибсен «Кукольный дом», А. Чехов «Вишневый сад», Метерлинк «Синяя птица», Б. Шоу «Пигмалион» (по выбору).

11 класс: Б. Брехт «Матушка Кураж и ее дети», М. Фриш «Санта Крус», Ф. Дюрренматт «Визит старой дамы», Э. Ионеско «Носороги» (по выбору).

Главная цель изучения драматического произведения в школе – это усвоение двуединства его художественной природы: литературной и театральной, что будет оказывать содействие воспитанию вдумчивого читателя и квалифицированного зрителя.

Важно, чтобы ученики с желанием и интересом читали и глубоко понимали произведения, которые пишутся автором не для чтения, а, прежде всего для постановки на сцене. Тогда мы вернем их к театру, о котором великий Мольер писал: «Театр… владеет безграничными возможностями для исправления характера… Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на общее посмешище».

Для эффективной реализации поставленной цели рассмотрим уже определенные нами общие этапы изучения драматических произведений:

Подготовка к восприятию произведения;

Чтение произведения;

Подготовка к анализу;

Анализ произведения;

Итоговые занятия;

Творческие работы.

На этапе подготовки к восприятию драматического произведения нужно подбирать такие материалы, которые бы заинтересовали учеников. Нужно заботиться, чтобы они имели, прежде всего, общеинформационный, научный и методический характер.

1. К общеинформационному материалу принадлежат сведения о истории театра или написания драматических произведений; отдельные сведения из биографий драматургов, связанные с программным произведением; высказывания известных критиков, писателей о драматурге, письма или другие источники, в которых содержатся интересная информация, которая касается художника.

Например, характеризуя древнегреческий театр во время изучения творчества «отца трагедии» Эсхила, можно заинтересовать учеников рассказом об афинском театре.

В прошлом столетии археологи довольно тщательно обследовали руины большого количества греческих театров разных эпох, среди них и афинский театр Диониса, на сцене которого шли и трагедии Эсхила.

Афинский театр Диониса вмещал 17 000 зрителей (ни один современный театр мира не достигает таких размеров). Вместо потолка в нем было голубое небо, а освещало помещение яркое солнце. Имел театр три части: первая и главная часть – орхестра – большая круглая площадка для танцев, посреди которой был алтарь Диониса, где выступали актеры. Поскольку античная драма имела хоровое происхождение, на орхестре действовали и хоры – драматические или лирические. Хор принимал непосредственное участие в развитии сюжета на сцене, поэтому часто взаимодействовал с актерами. Когда нужно было отделить хор от актеров, прибегали к механическим устройствам, с помощью которых поднимали или опускали часть площадки, где располагался хор или актеры. Вторая часть театра – сцена – помещение для переодевания актеров, стена которого разрисовывалась как декоративный фон для спектакля. А третья – места для зрителей. Они окаймляли орхестру подковой. Сначала это были деревянные лавы, которые со временем заменили на каменные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Теоретическое наполнение линии «Информационные технологий»
Изучение технологии работы с текстовой информацией, как правило, изучается в начале базового курса, относящейся к содержательной линии «Информационные технологии». Текстовые информационные технологии относятся к числу наиболее часто используемых на практике. Области применения: подготовка письменных документ ...

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru