Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»

Педагогика как наука » Изучение взаимосвязи национальных литератур на уроках литературы в средней школе » Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»

Страница 3

Но интереснейшими в театре Диониса были сами актеры. Они выступали в масках, которые отвечали требованиям искусства к обобщенным образам. Маска покрывала не только лицо, а и голову актера. Цвет, выражение лица, прическа маски определяли возраст, пол, общественное состояние, моральные черты, душевное состояние героя, поэтому её постоянно изменяли.

Отсутствие мимики компенсировалось богатством и выразительностью движений тела и декламационным искусством актера. Мифических героев греки представляли могущественными великанами, поэтому трагические актеры носили котурны (обувь с подставками), высокие головные уборы, с которых спускались длинные кудри, и подкладывали подушки под длинные, как старинная одежда царей, костюмы. Женские роли играли мужчины…

Так вот представим себе такой театр, выберем самые удачные, на наш взгляд, места и начнем читать драму…

Изучение творчества В. Шекспира уместно было бы начать с рассказа о театре «Глобус», на сцене которого впервые состоялся спектакль трагедии «Гамлет». Слово учителя или подготовленного ученика (учеников) может быть таким:

«В третий раз звучат звуки рога! Приоткрывается занавес. На сцене отсутствуют декорации, она покрыта соломой и ветвями пихты. С обеих сторон сцены на лавах сидят или лежат возле занавеса коммерсанты, молодые аристократы – те, которые способны заплатить дороже. Шляпы с высоким пером на их головах мешают смотреть, что творится на сцене, тем, кто стоит в партере, – школьникам, матросам, мастерам, торговцам, бурлакам, слугам… Слышен смех, шутки, ссоры. Из карманов вынимается пища, так как стоять приходится несколько часов под открытым небом. Но ни снег, ни дождь, ни ветер, который доносит едкий дух с расположенного рядом зверинца, не мешают отданным театру зрителям. Они смотрят новый спектакль ­ «Гамлет». А театр носит название «Глобус». Виги построены из дерева в предместье Лондона на правом берегу Темзы. Но видно его далеко. На башне театра, который поднимается над соломенной крышей, блестит большой позолоченный шар, который поддерживает статуя Геракла. Под статуей надпись «Весь мир лицедеи…».

Так вот и нам выпала счастливая возможность обратиться к признанной во всем мире великой трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский…».

Во время рассказа о театре уместно обратиться к иллюстративному материалу. Комментируя иллюстрации, нужно предложить ученикам пополнить свой словарный запас театральной лексикой, которая поможет лучше высказать собственные мысли на уроках по изучению драматических произведений, а в театре ощутить себя просвещенным зрителем. Так, когда будет идти речь о зале для зрителей, с пониманием использовать слова: амфитеатр, бельэтаж, партер, зритель, ложа бенуар, падуга, ярус и др. Рассматривая сцену, уметь объяснить слова: авансцена, бутафория, рампа, декорация, задник, занавес, софиты, кулисы, суфлер и т.п.

Важно, чтобы ученики знали названия лиц, причастных к театру, а именно: актер, актриса (нужно выяснить отличие между словами артист, артистка), драматург, капельдинер, режиссер, костюмер, художник и др.

2. К научному материалу принадлежат, прежде всего, литературоведческие сведения, комментарии, объяснения слов и т.п.

За годы обучения в школе ученики должны получить общие понятия о драме и драматических жанрах, как этого и требует программа.

Для общего представления о драме и драматических произведениях в кабинете зарубежной литературы может демонстрироваться схема, к которой учитель обратится на уроках обзорного изучения драмы и во время рассмотрения отдельного драматического жанра.

Например:

На этапе подготовки к восприятию произведения объясняется общее значение драмы как литературного рода.

Драма (от греч. ­ действие) ­ один из литературных родов, который изображает мир в форме действия, большей частью предназначенный для сценического воплощения.

Пользуясь этим определением, учитель поможет ученикам во время чтения драматического произведения представить театральную сцену и действия на ней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Моделирование уроков русского языка с использованием приемов развития познавательных интересов младших школьников с нарушением интеллекта
На формирующем этапе эксперимента с детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов. Для развития познавательной активности учащихся мы применяли на занятиях разные приемы, которые способствовали привлечению внимания школьников к урокам русского ...

Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм учащихся
Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характера. Снижен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru