Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»

Педагогика как наука » Изучение взаимосвязи национальных литератур на уроках литературы в средней школе » Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»

Страница 4

К чтению драмы, особенно, если она изучается впервые в школьной программе, необходимо вместе с учениками внимательно ознакомиться с действующими лицами.

По возможности учитель может организовать просмотр художественного кинофильма «Гамлет», подготовка индивидуальных заданий: создание опорных схем, рисунков, сообщения «Шекспир». Трагедия «Гамлет». Сонеты. Общие идеи и настроения; подготовка выразительного чтения стихотворения Б. Пастернака «Гамлет», А. Ахматовой «Читая Гамлета», М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью».

На доске: тема урока, название книги, по которой готовился урок (Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М.: Просвещение, 1986), два эпиграфа и свободное место для рисунков, схем.

Учитель читает эпиграфы:

«…он весь живёт для самого себя, он эгоист, он скептик, и вечно возится и носится с самим собою». И.С. Тургенев

«…прекрасное, чистое, благородное, высоконравственное существо».

И.В. Гёте

Какие разные оценки образа! Со времени создания трагедии читатели и зрители по-разному оценивают Гамлета, трагедия вызывает противоречивые толкования.

Почему? В. Гюго так ответил на этот вопрос: «На наш взгляд, «Гамлет» – главное создание В. Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени». Итак, это создание великое, поэтическое. Но есть ещё одна причина. Определите, о каком времени сказал поэт.

И в философии царит сомненье,

Погас огонь, осталось только тленье,

Пропали солнце и земля, и где

Тот ум, что нам помочь бы мог в беде;

Распалось всё, ни в чём порядка нет. Джон Донн

Ученики уверенно отвечают, что это написал наш современник о нашей стране.

Учитель: Это стихи современника Шекспира Джона Донна, написанные в 1611 году. Шекспир (и Донн) сумел сказать об общечеловеческом, о том, что волнует всех во все времена.

Как вы поняли, это произведение – трагедия. Почему?

Ученики говорят о трагических событиях и судьбах в этом произведении.

– Давайте разберемся, в какой обстановке действует Гамлет.

Ученики (заранее подготовившие сообщения) рассказывают, используя цитаты, что Гамлет страдает от того, что «век расшатался» (в оригинале «The time is out of joint» – «время вышло из пазов», «вывихнулось»).

Гамлет остро ощущает, что «Дания – тюрьма». Образы болезни, телесных недугов, язвы определяют состояние страны (приводится множество цитат из трагедии).

Ученик комментирует свою иллюстрацию к трагедии. На рисунке – свидание Гамлета и Офелии. Повторяющийся мотив – решётка: на окнах, на полу, тень от перил, даже в покрое платья. Герои рисунка как бы за решётками, вставленными одна в другую. Выйдут из-за одной – оказываются в другой клетке.

Ещё одно сообщение – сравнение обоих мотивов в сонетах Шекспира и в трагедии «Гамлет». Подчёркивается осознание лирическим героем сонетов окружающего мира как трагического.

Ученики рассказывают, что в трагедии гибнут и страдают люди, гибнет любовь. Уместно сравнение трагедий «Ромео и Джульетта» и «Гамлет». В каком произведении любовь трагичнее? В «Гамлете», ведь Гамлет добровольно отказывается от счастья, в то время как в «Ромео и Джульетте» любовь торжествует. Гибнет семья: вся семья Полония, семья родителей Гамлета, Клавдий и Гертруда, отказывается от создания семьи и Гамлет. На краю гибели Дания. Гамлет страдает от того, что нарушена гармония мира, у него трагическое мироощущение.

Итак, Гамлет вынужден действовать в трагической ситуации.

У ч и т.е. л ь: Значит, он трагическая личность?

Ученики считают, что выдающаяся личность, обладающая героической мощью, – только Гамлет.

В чём его величие и трагедия?

Работая с текстом, ребята рассказывают, что Гамлет – учёный, высокообразованный человек. О нём говорят герои пьесы:

О, что за гордый ум сражён! Вельможи,

Бойца, учёного, – взор, меч, язык;

Цвет и надежда радостной державы;

Чекан изящества, зерцало вкуса,

Пример примерных .

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Общая характеристика детей с ЗПР
эмоциональный психический изотерапия дошкольник В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные орга ...

Факультатив как дона из форм внеурочной работы по учебным предметам
Как новая форма учебной работы факультативные занятия были введены ноябрьским (1966) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы”. В этом постановлении были определены цели и задачи факультативных занятий, общий порядок их организации ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru