Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»

Педагогика как наука » Изучение взаимосвязи национальных литератур на уроках литературы в средней школе » Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»

Страница 5

Гамлет – гуманист. Он не приемлет убийство как способ уничтожения зла. Он не видит, ради кого должен совершить это зло – новое убийство. В этом отношении гуманист Гамлет – плоть от плоти человек Возрождения.

Гамлет – сторонник государственности, мудрый и справедливый монарх. Слушая его знаменитый монолог «Быть иль не быть?.», отмечаем: Гамлет видит все несправедливости в своём государстве; «…судей медливость, заносчивость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге». (Показательно сопоставление этого монолога с центральным монологом Клавдия после представления «Мышеловки»: обе речи произносятся в критический момент, когда герои решают, как быть дальше, обоих мучает чувство раздвоенности, нерешительности. Но смысл нерешительности разный: благородство одного и низость другого.)

Гамлет смел, быстр, решителен и благороден.

В классе находятся возражения: им владеет и чувство мести, а благородно ли оно?

У ч и т.е. л ь: Вспомним, сколько мстителей за кровавую обиду в пьесе. Их три: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Сравним их. Чертим на доске таблицу и просим вписать в каждый столбик имя. Кто из героев выше?

Это не случайно: в трагедии «Гамлет» тема мести приобретает проблемный характер.

Обычно ученики «не замечают» Фортинбраса, а ведь Гамлет им восхищался. Фортинбрасом движет не месть, а желание славы, стремление к подвигам, честолюбие. Он всей душой принимает законы рыцарского поединка, добровольно отказывается от мести за убитого в честном бою отца. Датский престол переходит к Фортинбрасу по моральному праву. Это желание и Гамлета, и мимо этого образа проходить не стоит хотя бы потому, что именно Фортинбрас будет на троне вместо Гамлета, он будет править любимым Гамлетом народом.

Очень часто ученики восхищаются Лаэртом. Перечитывая вместе с классом строки о мести Лаэрта, обнаруживаем, что он менее всего склонен рассуждать. Как в старой феодальной вольнице, он считает себя равным королю, для него король – «лишь первый среди равных». Недолго думая, он поднимает чернь на бунт, чтобы убить короля:

В геенну верность!

Клятвы к чёрным бесам!

Боязнь и благочестье в бездну бездн!

И будь что будет: лишь бы за отца

Отмстить как должно .

Месть за отца для него – дело чести. Не менее чем смертью, он возмущён тем, что Полоний похоронен без должных почестей, сокращён обряд над прахом Офелии.

Лаэрт готов перерезать Гамлету глотку в церкви, а убийство в церкви – тягчайший грех, святотатство. Он без колебаний соглашается по наущению Клавдия на подлые условия поединка с Гамлетом, на применение яда. Лаэрт нарушает правила чести, благородства, ведёт себя не как рыцарь, а как подлый убийца.

Ребята, готовые отдать пальму первенства Лаэрту, убеждены теперь, что ему принадлежит только низшая ступень.

Однако поставить на высшую ступень Гамлета им пока мешает раздумье: почему же он не поднял народ на борьбу? Народ его любил, пошёл бы за ним. Некоторые ребята считают, что для Гамлета главное – своей рукой покарать убийцу отца. Однако для Гамлета важнее другая причина: он сторонник государственности, поэтому не может поднять восстание против монарха.

Анализируя строки о поведении Гамлета во время поединка с Лаэртом, вспоминая, как Гамлет добивался несомненных доказательств виновности Клавдия, ребята убеждаются: Гамлет – мститель поневоле, по воле судьбы, но мститель благородный.

Ребятам предлагается представить, что они скульпторы и получили задание изваять Гамлета. Какую позу выбрать, что вложить в руки? Сначала вариант: Гамлет с черепом Йорика в руках. Обсуждение продолжается, первый вариант отбрасывается как очень распространённый, и приходим к итогу: меч или шпага обязательны (ведь Гамлет – боец и борец), обязательна и книга как символ человека образованного и творческого (не забудем, как Гамлет выступил в роли драматурга).

Решаем, что Гамлет стоит в раздумье, с раскрытой книгой в руках.

У ч и т.е. л ь: Но ведь такая скульптура уже есть! (В его руках появляется фигурка Дон Кихота. Замечательная минута ошеломления в классе.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Дидактические концепции Л.В. Занкова и В.В. Давыдова
В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, относящихся к современным. С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с це ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru