Коррекционно-развивающие занятия по формированию базовых эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Педагогика как наука » Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Коррекционно-развивающие занятия по формированию базовых эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 3

«Наиболее распространённым способом выражения гнева является агрессивное поведение. Дети дошкольного возраста часто прибегают к таким формам агрессивного поведения, как вербальная агрессия (словесные оскорбления) и физическая агрессия (физическое насилие).

Характеризуя эмоцию гнева, важно заметить, что иногда, сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства.»

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребёнку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, то есть мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Согласно обстоятельствам, уместно использовать игры и упражнения, этюды, методы художественного творчества.

На занятии по развитию и изучению эмоции гнева, злости важно использовать классические произведения, как: М.П.Мусоргский «Баба-яга», Д. Кабалевский «Злюка», «Плакса», «Ревушка», С.Слонимский «Марш Бармалея». Знакомые мелодии из мультфильмов: «Песня пирата», «Песня кота Матвея».

Для знакомства с эмоцией страха на занятиях используются различные игры с музыкальным сопровождением.

· Игра «Смешинки и злючки»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено весёлое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображённых на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдём к зеркалу и постараемся изобразить сначала весёлое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

· Игра «Три характера»

Цель: сопоставление различных характеров; коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Ход игры: дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с педагогом они дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую эмоцию будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, кто кого изображает.

· Игра «Шкала гнева»

Предлагаемая методика проста и безопасна; она позволяет детям различать такие состояния, как раздражение, недовольство и гнев. Особенно эффективна в работе с агрессивными, импульсивными и возбудимыми детьми, позволяет им контролировать проявления собственных чувств. Взрослый участвует в игре наравне с детьми, демонстрируя разные проявления гнева.

Цель: усвоение ребёнком определённых способов, позволяющих ему своевременно распознавать и погасить неприятные чувства, т.е. контролировать проявления собственных чувств.

Материалы: на доске изображается мишень или вешается уже готовая из ткани или другого материала, и используются небольшие мешочки с бобами или горохом.

Описание игры: Мешочки бросают в мишень с определённого расстояния. Мешочки отскакивают с определённой силой, пропорциональной силе броска. Педагог, для того, чтобы продемонстрировать ребёнку различную силу таких чувств, как раздражение, гнев, чувство неудовлетворения, бросает мешочки в мишень с разной силой.

В начале упражнения педагог объясняет ребёнку, что раздражение – это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень, затем предлагает ребёнку сделать то же самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда…» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», В начале упражнения педагог объясняет ребёнку, что раздражение это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень, затем предлагает ребёнку сделать то же самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда…» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», педагог и ребёнок поочерёдно бросают мешочек со всё большей силой. И, наконец, изо всех сил. Чтобы ребёнок идентифицировал это чувство, педагог обсуждает с ребёнком, что тот ощущает в момент раздражения.

Грусть, печаль

Печаль – это отдельная эмоция, которая имеет свое специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики; её обычно относят к негативным переживаниям. Основой печали являются разнообразные проблемные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни.

Эмоция печали переживается как грусть, уныние, хандра. В печали человек часто ощущает вокруг себя мрак и пустоту, жизнь кажется ему лишённой красок и тепла. Интенсивное переживание печали доставляет человеку боль.

«Эмоция печали выполняет несколько функций. В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста по ознакомлению с базовыми эмоциями важно учитывать такие функции эмоции печали, как коммуникативная – которая сообщает самому человеку и окружающим его людях о дисгармонии. Выражая печаль, человек даёт понять, что ему плохо, он нуждается в помощи. Иногда эту помощь он может оказать себе сам, а иногда получает её от окружающих. Печаль также играет важную роль при развитии механизма эмпатии (сопереживание, понимание чувств других людей). Воспоминание человека о печальном событии, происшедшим с ним, с его другом или значимым для него человеком, может вызывать у него жалость, сочувствие и сострадание, стремление помочь ближнему.»

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Характеристика уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ
На первом этапе исследования детям была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В итоге получили следующие резул ...

Формы занимательной внеклассной работы при изучении физической географии Казахстана
Возрастные возможности старших подростков и их стремление определить свое место среди окружающих приводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на кото ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru