Патриотизм как социальное и педагогическое явление

Страница 2

Немного шире рассматривает патриотизм Н.И. Губанов. Отмечая, что патриотизм — это служение людей Родине, он подчеркивает, что «в нем различаются духовное содержание — патриотические чувства и идеи — и проникнутые этими чувствами и идеями действия, поступки людей. Подлинный патриотизм есть глубокая преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам». На это же указывает А.В. Русецкий: «Представляя сложное структурное образование, патриотизм в конечном счете как бы разделяется на две подсистемы: эмоционально-психологическую (чувство любви к Родине, гордость за нее и т.д.) и рационально-идеологическую (осознание идей, действий, направленных на укрепление Отечества и т.д.)» .

Философский анализ проблемы патриотизма позволяет выделить два ключевых понятия, используемых для его характеристики — Родина и Отечество. В работах философов эти понятия раскрываются по-разному, разводятся, что обусловлено следующим. Отечество рассматривается как социально-политическое явление, так как его природа обусловлена определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру данного понятия включаются характеристики политической, социальной, культурной среды. Первая определяется совокупностью политических организаций и отношений общества; вторая — совокупностью общественных отношений и структурой общества; третья — распространенными в обществе формами культуры и духовными ценностями. Как показывает исторический анализ, уже с разложением родового строя, когда общественная власть превращается в государственную, чувство привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской ответственностью, в результате чего усиливается социальная связь личности с Отечеством.

Однако недостаточно рассматривать патриотизм только как общественно-историческое явление, обусловленное определенными социально-политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма, которые формируются в определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т.д. Естественно, нельзя отождествлять это с врожденными свойствами психики, но и не учитывать этот фактор при характеристике патриотизма невозможно.

Как показывает анализ философских трудов, часть ученых рассматривает патриотизм как нравственный или политический принцип (М.И. Бабинов, В.И. Курков и др.), другие как высшее морально-политическое чувство (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, А. Чопоров и др.). Однако в современных условиях проблема определения сущности патриотизма требует, на наш взгляд, нового осмысления.

Итак, анализ историко-философского аспекта патриотизма дает основание рассматривать его как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих привязанность человека к родным местам. Ключевыми понятиями в данном случае являются Родина и Отечество, соответственно составляющие инвариантную и вариативную характеристики данного явления. Философский анализ структуры патриотизма как сложного образования позволяет выделить такие составляющие, как: эмоционально-психологическая, рационально-идеологическая и действенно-практическая. Единство данных компонентов повышает силу воздействия патриотизма на прогрессивное развитие общества: «Если это благородное чувство вырастает до ясного сознания ответственности за судьбу Родины, то оно служит важным стимулом в каждодневных поступках отдельных людей и, следовательно, могучим двигателем прогресса общества в целом».

В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» также трактуется по-разному. Так, в Педагогическом словаре патриотизм определяется как «любовь к Родине, к своему народу», а советский патриотизм как «чувство любви советских людей к социалистической Родине. Он неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и несовместим с любыми проявлениями буржуазного национализма, шовинизма и космополитизма».

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»
Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Её изучение в школе – нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических ...

Психолого - педагогические особенности детей младшего школьного возраста из разведенных семей
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучени ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru