Патриотизм как социальное и педагогическое явление

Страница 4

Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его содержание любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, непримиримость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к социалистической культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности .

Определяя патриотизм как нравственное качество, Л.Р. Болотина включает в это понятие любовь к Родине, заботу об интересах страны, готовность к защите Отечества, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому Родины и ее традициям и подчеркивает, что патриотизм определяет отношение человека к труду, к общественной собственности, гражданственность, его поведение в обществе.

Нам представляется правомерным рассматривать патриотизм в психолого-педагогическом аспекте как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание.

В психологической науке существует несколько подходов к трактовке содержания нравственных качеств. Ряд авторов (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Ю.А. Самарин и др.) рассматривают эти качества как устойчивые, укоренившиеся отношения личности к тем или иным сторонам социальной действительности; другие (Л.М. Архангельский, А.Ф. Шишкин и др.) — как единство сознания, чувств и воли; третья группа (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.) — как синтез определенных устойчивых мотивов или устремлений личности и определенных способов поведения, позволяющих реализовывать эти мотивы в повседневных делах. В своем исследовании мы опираемся на точку зрения третьей группы ученых.

Рассматривая содержание понятия «патриотизм», представители различных направлений исследования проблемы патриотического воспитания включают, как было показано выше, разное количество составляющих. Данные прежних исследований не вполне соответствуют сегодняшним условиям и могут быть использованы для определения современного содержания понятия «патриотизм» лишь в некоторой степени. Это объективно обусловлено следующими факторами: распадом СССР и возникновением союза суверенных государств, переходом страны на новые рыночные отношения, активным возрождением национальных традиций при значительном влиянии на этот процесс религии, изменением социального статуса и функций армии, изменением концептуальных подходов в обучении и воспитании и пр.

В связи с этим определение понятия «патриотизм» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Все это обусловливает отказ от таких составляющих, как преданность делу коммунизма, содружеству социалистических стран, непримиримость к врагам социалистического государства и пр., что не означает попытку рассматривать патриотизм вне определенных общественно-исторических, социально-экономических условий. Отрицать социальную характеристику данного феномена было бы неправомерным, тем более, что это заложено в понятии Отечество, которое в совокупности с понятием Родины отражает его целостную структуру. Вполне обоснованным, видимо, является включение в содержание патриотизма составляющих, характеризующих отношение человека к обществу, в котором он живет.

Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека. Прежняя трактовка — «раньше думай о Родине, а потом — о себе» — уступает место другому пониманию данного понятия: «Если я не для себя, то зачем я? Но если я только для себя, то зачем я живу?». Приоритет личности, устремлений и интересов каждого человека в развитии общества, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо отражается в содержании основных нравственных понятий и понятия «патриотизм» в том числе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Анализ и оценка результатов работы
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в ко ...

Специфика проявления готовности у выпускников детских дошкольных учреждений
Закладка основ теоретического отношения к действительности — специфическая задача начальной школы. Цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных генетических предпосылок. Вместе с тем очевидно, что развиват ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru