Одним из видов игр, позволяющих, по нашему мнению, в процессе воспитания детей дошкольного возраста сделать действенным знания, которые стали бы регуляторами поведения и деятельности, определили бы отношение детей к окружающему миру, может быть дидактическая игра.
Мы считаем, что дидактическая игра в дошкольном возрасте будет средством воспитания эмоциональной отзывчивости, при условиях:
если игры будут использоваться в определенной системе, в основе которой лежит учет особенностей развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста;
если правила в дидактических играх будут предусматривать необходимость вызывать у детей определенные эмоциональные состояния;
если в дидактических играх будут закрепляться знания об особенностях проявления эмоций и чувств у растений, животных и человека, о способах их определения.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, нами использовались следующие методы:
анализ психолого-педагогической литературы;
изучение педагогической документации;
наблюдение;
беседы с детьми;
метод независимых характеристик;
педагогический эксперимент.
Для проведения экспериментальной работы, мы остановились на старшем дошкольном возрасте, руководствуясь, следующими особенностями данного возраста: эмоциональная сфера занимает доминирующее положение в восприятии и познании мира; детям свойственны импульсивность, впечатлительность, проявление эмоций в чистом виде; неустойчивое соотношение социального и биологического сказывается на динамике протекания процессов, наличие азов рефлексивного мышления определяет способность к осознанию своих чувств и эмоций.
Педагогический эксперимент является основным методом исследования.
Эксперимент проходил в два этапа:
Констатирующий этап эксперимента (1 марта 2004 г.)
Цель: изучить состояние эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап (1 мая 2004 г.).
Цель: использование системы дидактических игр для разрешения противоречий между содержанием и формой эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогический эксперимент проходил в детском саду № 39 с 1 марта 2004 г. по 1 мая 2002 г. в эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Констатирующий этап
На констатирующем этапе мы решали следующие задачи:
Определить уровни сформированности эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
Распределить детей по степени проявления эмоциональной отзывчивости.
Для решения первой задачи использованы методы:
Беседа с детьми с использованием сюжетных картинок.
Беседа с детьми (методика А.М. Виноградовой).
Проблемная ситуация (методика А.М. Виноградовой).
При решении второй задачи использовались независимые характеристики, полученные в результате решения первой.
С целью выявления понимания детьми эмоционального состояния объектов для определения взаимосвязи между представлениями детей и их чувствами нами была проведена беседа с детьми по сюжетным картинкам.
Соответственно каждому ребенку индивидуально задавались вопросы:
Картинка 1. Какие чувства испытывает девочка? Почему ты так думаешь? (См. рис. 1)
Рис. 1
Картинка 2. Как ты считаешь, о чем думает мальчик на этой картинке, и какие чувства он испытывает? Почему ты так думаешь? (См. рис. 2)
Рис. 2
Картинка 3. Как ты думаешь, почему плачет мальчик? Кто его обидел? Какие чувства испытывал бы ты? Как бы ты поступил на его месте? (См. рис. 3)
Рис. 3
Результаты бесед с детьми отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Понимание детьми эмоциональных состояний по сюжетным картинкам
Имя ребенка |
1 картинка |
2 картинка |
3 картинка |
1. Андрей П. |
Она завидует, что у нее машины нет |
Жалко бабушку и надо помочь |
Ему страшно стало |
2. Света Б. |
Тоже хочет машину |
Ему жалко, что бабушка старенькая. |
Купили книгу, а он хотел игрушку. |
3. Маша Л. |
Радостная, что мальчик ей дает машину |
Ей трудно идти, она слабая |
У него плохое настроение |
4. Настя Щ. |
Довольная, что с ней поделились |
Мальчик помогает идти бабушке |
Его обидели дома (брат) |
5. Таня С. |
Чувствует радость, что он добрый |
Он помогает подняться по лестнице |
Книгу порвала сестренка младшая |
6. Никита Р. |
Дал поиграться девочке |
Все помогают, и я помогаю старым |
Мальчик плачет, потому что прочитал про грустное |
7. Аня Ш. |
Они дружат и делятся игрушками |
Я тоже помогаю своей бабушке идти |
Я бы тоже плакала, стало жалко героя |
8. Влад Т. |
Может, они поменялись игрушками |
Я тоже буду старым, и мне будут помогать |
Увидел грустную картинку |
9. Юра Т. |
Девочка плакала, мальчик пожалел и дал ей игрушку |
Старая бабушка не может дойти |
Я часто расстраиваюсь и плачу дома |
10. Артем З. |
Мальчик сказал: «Я тебе дам игрушку, а ты со мной поиграй» |
Доведу до дома, до дверей |
Книга страшная (сказка) |
Другие статьи:
Разработка конспектов уроков с использованием дидактических игр, их
проведение и анализ
Изучив теорию данного вопроса, у автора возникло желание и интерес реализации этого на практике. Для того чтобы доказать или опровергнуть, что использование дидактических игр на уроках математики развивает интерес у учащихся, автором были разработаны и проведены 12 уроков с использованием дидактических игр. ...
Условия применения проблемного обучения в учреждениях
профессионально-технического и средне-специального образования
Проблемное обучение может быть реализовано на практике в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образования при наличии определённых условий. Первое условие. Важнейшим условием эффективности проблемного обучения в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образова ...