Разработка занятий по МХК с использованием инновационных технологий

Страница 2

Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращенных к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-нибудь одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Одним из важнейших направлений в модернизации системы образования в области мировой художественной культуры является совершенствование методики преподавания предмета. Новизна подходов к проблеме преемственности в области художественного образования на разных ступенях обучения заключается в том, что в новом стандарте реализуется идея непрерывного художественного образования на всех ступенях образования с учетом возрастных приоритетов учащихся: от целостного восприятия искусства, через анализ целого и углубление в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность к синтезу целого на новом уровне в курсе «Мировая художественная культура». Не менее важно обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения мировой художественной культуры, например проектную деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. Ее непременным условием представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат – активизации личностной позиции учащегося.

Кабинет может нести разную эстетическую и смысловую нагрузку (кабинет-музей, кабинет-лекторий и т. д.). Независимо от этого кабинет должен обеспечивать высокий уровень изучения искусства в соответствии с педагогической концепцией учителя. Эстетическая среда кабинета в первую очередь отвечает эстетической позиции учителя, его профессиональным качествам и уже во вторую – финансовым возможностям учебного заведения (оснащение техническими средствами). Наличие методического фонда систематизируется в виде картотеки или каталога, он может включать: репродукции произведений изобразительного искусства; художественные рисунки и иллюстрации; таблицы, схемы; демонстрационный и раздаточный материалы; детские работы как результат выполнения творческих заданий. От педагога зависит, что он подберет для своих занятий и насколько этот материал будет интересным, ярким и впечатляющим для детей.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru