Основываясь на выводах первой главы, было выявлено, что диагностика на выявление уровня развития эстетического чувства времени разработана в работах А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень. Она включает в себя выявление физического, психического и художественного времени. В этой диагностике определены компоненты, показатели и уровни сформированности чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Уровни проявления чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Компоненты |
Показатели |
Физическое |
1. Умение чувствовать временные отрезки, планировать свою деятельность на это время и заканчивать ее вовремя без контроля по часам. 2. Умение выделять цикличность во времени (дни, недели, месяцы, времена года, годы), определять их последовательность во времени. 3. Умение адекватно реагировать на физическое время. |
Психическое |
Умение свободно перемещаться в прошедшее время. Умение создавать образ будущего в деталях и в развитии. Умение чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире. |
Художественное |
1. Умение выделять и характеризовать время в художественных произведениях. 2. Умение выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета. 3. Умение чувствовать в художественных произведениях единство ритма, времени и пространства и передавать их в собственной художественной деятельности. |
При определении уровня эстетического развития А.Ф. Яфальян и
О.Е. Дрень учитывали градацию уровней, предложенную А.Ф.Лобовой (неэстетический, предэстетический и собственно эстетический). С учетом особенностей исследуемого качества личности и возрастных особенностей детей дошкольного возраста они предложили иной подход к определению уровней, сохранили не количественные, а качественные характеристики уровней. К ним они относят спонтанный, ситуативный, константный уровни развития чувства времени.
Спонтанный уровень.
1. Физическое время. Не чувствует временные отрезки, не умеет выделять цикличность во времени; неадекватно реагирует на физическое время, постоянно теряет ориентацию во времени.
2. Психическое время. Не может свободно перемещаться в прошедшее время; не умеет создавать образ будущего в деталях и в развитии; не выделяет взаимосвязи ритма, пространства и времени.
3. Художественное время. Не выделяет и не характеризует время в художественных произведениях; не выявляет цикличность в эмоциональных переживаниях героев и спонтанно сопереживает им вне зависимости от развития сюжета; не может связать в процессе художественной деятельности ритм, время и пространство.
Ситуативный уровень.
1. Физическое время. Чувствует временные отрезки при неоднократном повторении, выделяет не все и не полностью временные циклы; неадекватно реагирует на физическое время, если эмоционально нестабилен.
Другие статьи:
Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории ...
Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию
В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету. Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку ...