Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков

Педагогика как наука » Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков

Страница 1

Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги, использующие данное понятие, вкладывают в него общий, разделяемый всеми смысл.

В нашем исследовании мы попытались выявить основные способы понимания феномена индивидуального образовательного маршрута учащегося, представленные сегодня в профессиональном педагогическом сознании, а также проанализировать порождающие их теоретические основания.

В этих целях мы провели анкетный опрос педагогов и руководителей различных образовательных учреждений Краснодарского и Красноярского краев – участников инновационных образовательных проектов, либо имеющих спонтанный опыт поисковой деятельности в проблематике индивидуализации обучения и воспитания детей. Выборка опрашиваемых составляла 110 человек.

Была использована анкета смешанного типа, содержащая пять вопросов, направленных на установление самого факта существования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в образовательном учреждении; выявление используемых средств и форм их осуществления, субъектов их сопровождения, трудностей организации. Кроме того, респондентам было предложено дать собственное определение понятия «индивидуальный образовательный маршрут».

При анализе полученных данных было установлено, что индивидуальные образовательные маршруты учащихся как факт педагогической действительности представлены в 67% учреждениях, представленных нашими респондентами, где инновационная деятельность педагогических коллективов так или иначе связана с проблемами индивидуализации обучения и воспитания.

Обращает на себя внимание некоторая неоднозначность интерпретации данного понятия, отражающаяся в выбираемых вариантах предложенных ответов. Так, среди «слагаемых» индивидуального образовательного маршрута лидирующую позицию занимает разработка и реализация учащимися персональных либо групповых научно-исследовательских, социальных, художественно-творческих и прочих проектов внутри образовательного учреждения (69,4%). Значительно реже такие проекты осуществляются за пределами собственно школы, т.е. во внешней среде (47,2%).

Вторым по значимости компонентом индивидуального образовательного маршрута (50,0%) является выполнение учащимися заданий для самостоятельной работы с последующей аттестацией, с использованием современных источников информации.

Еще ниже по уровню значимости к числу слагаемых индивидуального образовательного маршрута могут быть отнесены выбор учеником изучаемых предметов и составление индивидуального учебного плана (44,4%). Реже всего к их числу в проведенном опросе были отнесены: прохождение учебной программы в удобном для ученика темпе (22,2%), проведение профессиональных проб, прохождение производственных, научно-исследовательских и прочих практик на базе организаций – социальных партнеров школ (16,7%), а также выбор учащимися различных последовательностей учебных тем в рамках изучаемого предмета (13,9%).

В наименьшей степени индивидуальные образовательные маршруты учащихся связаны со специально организуемой деятельностью по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и т.п. (2,8%).

Анализируя ответы на вопрос, касающийся сфер деятельности и форм организации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, мы пришли к выводу о том, что наиболее освоенной из них выступает внеучебная деятельность, организуемая в самой школе, в то время как внедрение компонентов индивидуального образовательного маршрута в собственно учебную деятельность, равно как и выход во внешнюю образовательную среду отмечается менее, чем в половине случаев. Это подтверждается и характеристикой реализуемых форм прохождения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов. Самыми распространенными из них выступают: защита творческих проектов (75,0%), индивидуальные и групповые консультации (72,2%), школьные научно-практические и творческие конференции (61,1%). Значительно реже встречаются формы работы, предполагающие непрерывность деятельности учащихся по освоению индивидуального образовательного маршрута: организация работы творческих объединений учащихся (44,4%), самостоятельная работа учащихся по индивидуальному графику (38,9%). Не имеет широкого распространения и такая форма работы как проведение фестиваля творческих достижений учащихся (38,9%). Практически не используются составление учащимися индивидуальных образовательных отчетов (8,3%) и реализация индивидуальных образовательных модулей с использованием ресурсов внешней среды (2,8%). Характерно, что 44,4% опрошенных убеждены в возможности реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в обычной классно-урочной форме.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Стратегии и тактики творческой деятельности учащихся
Стратегия - это генеральная программа действий, главное направление поиска и разработки, подчиняющее себе все остальные действия. Как и в военном искусстве, стратегия включает подготовительные, планирующие и реализующие действия. Изучение условия задачи - это, собственно, и есть подготовительные действия; фо ...

Внеклассная работа по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Требования, предъявляемые программой по математике школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с начальных классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивает программный материал по матема ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru