Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков

Педагогика как наука » Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков

Страница 2

По данным проведенного опроса, основную часть работы по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов учащихся осуществляют учителя-предметники (91,7%). Гораздо реже (58,3%) в эту деятельность включены классные руководители (воспитатели). Менее чем в 40% школ в сопровождении учащихся в их индивидуальном образовательном маршруте участвуют педагоги-психологи. Лишь в 33,3% случаев данный вид деятельности отнесен к компетенции администрации образовательных учреждений. В 22,2% случаев в эту деятельность включены родители учащихся. Реже всего в ней участвуют социальные педагоги (16,7%), приглашенные специалисты из внешних структур и организаций (13,9%), работающие по договору со школой преподаватели вузов и ссузов (8,3%), а также волонтеры (5,6%). Не имеет пока что широкого распространения тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся как оформленная социально-ролевая позиция (11,1%).

Было также установлено, что деятельность по организации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся связана с многочисленными и разнообразными трудностями (лишь 8,3% опрошенных заявили, что никаких трудностей в этой связи они не испытывают). Однако анализ полученных ответов позволяет предположить, что большинство этих трудностей в основном связаны с недостаточной степенью разработанности самой системы организации индивидуальных образовательных маршрутов.

Так, 44,4% респондентов указывают на организационные, еще 38,9% – на финансовые трудности. 41,7% опрошенных видят главную трудность в недостаточности учебного времени, и лишь 36,1% указывают на недостаточность профессиональных знаний и технологий организации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Характерно, что только в 19,4% случаев трудности организации индивидуальных образовательных маршрутов связаны с недостаточностью учебно-методической и материально-технической базы школ. Особая (хотя и не слишком выраженная) категория трудностей связана с сопротивлением (нежеланием) включаться в деятельность по организации индивидуальных образовательных маршрутов различных субъектов образования. Среди них на первом месте учителя (19,4%), на втором – сами учащиеся (11,1%), а также внешние социальные партнеры, включая родителей (5,6%).

Как было сказано, анкета предполагала формулирование респондентами собственного определения понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Таковое определение попытались дать только 50% опрошенных, другая половина респондентов от такой попытки отказалась. Нас интересовали способы понимания этого явления, которые проявляются в различных характеристиках педагогической деятельности, дифференцируемых по критерию ее полюса субъектности. Выделяя этот критерий, мы исходили из того, что функции субъекта деятельности по проектированию индивидуального образовательного маршрута могут быть сосредоточены либо на «полюсе учителя», либо на «полюсе ребенка». В первом случае сам педагог определяет, что и как должен делать ученик, проходя свой образовательный маршрут, то есть фактически разрабатывает для него индивидуальную программу обучения, отталкиваясь от собственных представлений об индивидуальных особенностях конкретного ребенка. Во втором случае ребенку делегируется право выбирать и осваивать интересующее его содержание образования, учитель при этом осуществляет тьюторскую функцию. Анализ полученных определений позволяет выделить три основные позиции, представленные в профессиональном сознании педагогов-практиков.

1. Индивидуальный образовательный маршрут как общий, достаточно формально декларируемый принцип организации учебно-воспитательного процесса. Полюс субъектности в этом случае не выражен, представление о проектировании индивидуального образовательного маршрута как деятельности конкретных субъектов не сформировано. В эту группу могут быть включены такие определения, как «индивидуальная траектория развития талантов учащихся», «построение и формирование тех шагов, по которым нужно расти и развиваться каждому конкретному ребенку», «персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционального, духовного, потенциала ученика в образовании» и т.п. Общая доля таких определений среди данных ответов составляет 35,1 % от общего числа данных определений, что уже само по себе свидетельствует о недостаточном уровне сформированности представлений педагогов-практиков о сущности индивидуального образовательного маршрута.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Психолого-педагогические условия эффективности работ над исправлением акцентологических ошибок
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого ...

Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе
Проблема воспитания способности детей к творчеству — одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогами, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной р ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru