Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики

Страница 4

Коллективные творческие дела это естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные её элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

-доминирование целей развития индивидуальности и реализации каждого в коллективной деятельности;

-выработка ценностей, идеалов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;

-определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

-создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

-создание условий для самоопределения участниками роли своей деятельности, характера поведения;

-оценка результатов, анализ с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

Автор КТД подчеркивает значимость организации ученического самоуправление и как признака коллектива и как одной из эффективных форм совместной деятельности.

Школьное самоуправление-это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении управлять собой, своей жизнью в коллективе. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Подчеркивал значение самоуправления в расширении коммуникативной практике учащихся А. В. Мудрик, который одним из первых ученых затронул проблему целенаправленного обучения учащихся общению. По его мнению, оно выполняет несколько функций: обмена информацией ее переработки и регуляции поведения. Самоуправление может быть развито только там, где есть общественная жизнь:

-клубная;

-кружковая;

-подготовка и проведение КТД;

-участие всех (учеников, родителей, педагогов) в событиях школьной жизни и жизни общества.

Ведущими характеристиками и критериями эффективности органов самоуправления являются их подвижность и гибкость. Исследователи выделяют следующие органы самоуправления:

-совещательные - различные советы по обсуждению проблем, поиску их решения (их заседания могут быть открытыми);

-представительные органы, включающие в себя доверенных лиц;

-профильные органы - группы добровольно объединившихся детей имеющих общую цель, общий интерес, общую проблему.

Ученическое самоуправление - явление сложное, длительное. Оно является результатом работы педагога и учащихся по определению элементов, связей, качеств системы. Система самоуправления (т.е. органы самоуправления) не обязательна, всегда вторична, первична деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.

Важным условием развития ученического самоуправления является соблюдение ряда условий:

-отсутствие у органов ученического самоуправления властных полномочий, посильность задач, поставленных перед ними;

-педагогическая поддержка органов самоуправления.

Органы ученического самоуправления должны действовать, руководствуясь принципами равноправия, выборности, обновляемости, открытости, гласности, педагогической целесообразности представительности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их выполнения, а также принципами гуманности, свободы, самодеятельности, распределении полномочий, критике и самокритике.

Высшим органам самоуправления в ученическом коллективе является классное собрание. Главное его назначение - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания - стимулирующая и организующая. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в классе.

Эмоциональная привлекательность любого вида совместной деятельности ( учебной, игровой, спортивной) обусловлена в значительной степени человечностью делового, формального и неформального общения. Благоприятные взаимоотношения учащихся обеспечивают личностную защищенность, переживание эмоционального благополучия каждым из них. Для создания в классе таких отношений необходимо развивать у учащихся коммуникативные навыки. В этом может помочь организация специальных занятий по овладению школьниками информацией об особенностях человеческого общения человеческой личности взаимооценок и т.д. Одним из значимых направлений деятельности является обучение учащихся общению с помощью специальных упражнений. В этой связи заслуживают серьезного внимания игровые технологии формирования и коррекции коммуникативного опыта детей. Возможности игровых технологий объясняются тем, что игра может менять отношения человека к себе, другим, изменять его психическое самочувствие, социальный статус, способы общения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Причины акцентологических ошибок
Современный русский литературный язык отличается от внелитературного просторечия, местных говоров тем, что имеет систему норм произношения. Как должны произносится те или иные звуки в определенных фонетических позициях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах ...

Своеобразие и новизна концепции
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического ма ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru