Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики

Страница 3

Наиболее важным условием становления и развития коллектива является эмоциональная сторона его жизнедеятельности. Она характеризуется таким понятием как психологический климат, который по утверждению Н. П. Аникеевой, создается под влиянием двух факторов:

1) Социально-психологической атмосферы общества в целом.

2) Микро - социальных условий: возрастной, половой состав и т.д.

Два эти фактора определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива определяемые их ценными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. В этом процессе приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Основными признаками благоприятного психологического климата в классе являются:

1) атмосфера творческого поиска, эмоционально познавательная активность каждого школьника;

2) дух сотрудничества и взаимопомощи;

3) культура делового и межличностного взаимодействия;

4) взаимная удовлетворенность общения учащихся друг с другом и с преподавателями.

Как показывают многие исследования, в многозначной связи между взаимоотношениями в группе и свойствами личности именно взаимоотношениями являются независимой переменной, а свойство личности - зависимой .

Благоприятные взаимоотношения обеспечивают защищенность личности в данном коллективе, её внутреннее спокойствие, эмоциональное благополучие, которое является главным условием нормального формирования личности. Следовательно, педагогическое управление развитием коллектива предполагает создание благоприятного психологического климата, благоприятных отношений между членами коллектива. В этой связи одним из объектов педагогического управления выступают компоненты эмоционально-психологического климата как необходимого условия развития личности.

В качестве основных путей гармонизации отношений между учащимися на наш взгляд являются.

1) Организация гуманистических отношений среди всех членов классного коллектива, создание атмосферы эмоционального сопереживания.

2) Включение учащихся в коллективную деятельность с целью обеспечения благоприятной позиции каждого школьника в системе внутриколлективных отношений.

3) Организация специальных занятий по овладению информацией об особенностях человеческого общения и способам общения, создание системы игровых упражнений, ситуаций направленных на изменение отношений личности и способов ее общения.

Поэтому при выборе форм, обеспечивающих положительную динамику развития коллектива необходимо учитывать то, как в них реализуется возможность развития у учащихся коммуникативных способностей, а также возможность повышения статуса учащихся в системе межличностных отношений.

В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что широкими возможностями в этой области обладают такие формы организации взаимодействия учащихся как коллективная творческая деятельность, групповая работа.

Коллективные, творческие формы работы реализуются участниками деятельности в процессе совместного поиска. При этом :

1) учитываются интересы и потребности каждого;

2) индивидуальные цели не противоречат общим целям деятельности группы, объединение;

3) коллективная работа позволяет каждому найти значительное место в общем деле.

Коллективная творческая деятельность помогает развить творческий потенциал учащихся, самодеятельность, самостоятельность, организовать взаимодействие в системе учитель-учащийся, а также даёт возможность внести необходимые коррективы в социальный статус членов коллектива. Основу коллективных форм составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, которая предполагает совместное планирование, подготовку, проведение и оценку работы, высокую степень самоотдачи. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов и средств решения практических задач, находят каждый раз новый вариант.

Наиболее распространенной формой коллективной творческой деятельности коллективной творческой деятельности являются коллективные творческие дела (КТД).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Виды наркотиков, медицинские и социально- психологические последствия употребления наркотиков
При изучении темы моей курсовой работы, я сочла необходимым рассмотреть наиболее часто употребляемые виды наркотиков и оказываемые ими воздействия. Эта информация бывает, важна, при определении тяжести проблемы и возможных последствий употребления. Классификация наиболее распространенных среди наркоманов нар ...

Классификация технологий обучения
Модернизация российского образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личнос ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru