Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики

Страница 1

Педагогическое управление развитием коллектива учащихся играет важную роль в становлении личности и является как средством, так и условием ее развития. Поэтому все процессы, протекающие в классном коллективе, должны быть не стихийнми, а педагогически управляемыми. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять ученическим коллективом - значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития на которой он находится. Управление будет тем эффективней, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления .

По мнению А. П. Куракина, управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) постановка целей воспитания; 3) планирование воспитательной работы; 4) организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика.

В процессе управления ученическим коллективом у педагога складывается определенный стиль руководства, который выражается в том, какими приемами учитель побуждает коллектив к действию, к инициативному и творческому решению задач, стоящих пред классом, как контролирует результаты деятельности.

Стиль руководства, по мнению И. П. Андриади складывается под влиянием:

а) субъективных, личностных качеств педагога;

б) объективных факторов.

Личностные качества педагога оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления. Преломляясь через призму особенностей и потребностей руководимого коллектива, они выражаются в стиле деятельности . При этом существенное влияние на стиль его деятельности оказывают:

-общая и профессиональная культура, отражающая общие и профессиональные ценностные ориентации;

-интеллект;

-особенности характера и темперамента.

Если субъективные моменты обуславливаются чертами личности педагога то объективная составляющая стиля деятельности преподавателя определяется совокупностью социальных и экономических требований к управленческой деятельности. Объективные слагаемые могут быть сведены к следующим положениям:

-существующие закономерности управления;

-специфика конкретной деятельности;

-единые требования предъявляемые к учителю;

-социально-психологические особенности учащихся (возраст, пол, интересы, потребности);

-степень соподчиненности, уровень иерархии управления (директор, завуч, учитель);

-способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.

Наиболее известная классификация стилей, предложенная А. А. Бодалевым. Он выделил автократический, либеральный и демократический стили. А. А. Русалинова выделяет устойчиво-положительное, неустойчиво-положительное, пассивно-положительное и отрицательное отношение. Интересные данные получили И. А. Березин, Я. Л. Коломинский которые определили пять стилей отношения учителя к школьникам: активно-положительный, ситуативный, пасивно-положительный, пасивно-отрицательный и активно - отрицательный .

Наиболее распространенным является выделение трех стилей руководства: директивный (авторитарный), либеральный (попустительский, анархический, игнорирующий), демократический (коллегиальный). Данные стили различаются главным образом по следующим признакам: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с учениками и контроль за их деятельностью.

Директивный стиль. Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива, определяет конкретные цели исходя из собственных установок, пренебрегая мнением учеников. Инициатива учащихся воспринимается как акт своеволия, посягательство на авторитет педагога. Авторитарный стиль может выражаться в двух тактических действиях: диктат и опека. И в том, и в другом случае педагог принимает решение за ученика, сдерживая развитие его самостоятельности и инициативности. Для таких педагогов характерен низкий уровень понимания своих учеников, оценка которых в основном зависит от показателей успеваемости. Авторитарный учитель как правило ограничивается констатацией поступка, не принимая во внимание мотивы поведения. Не смотря на то, что внешние показатели успешной работы (успеваемость, дисциплина на уроке и т.д.) авторитарных педагогов чаще всего находится на высоком уровне, психологический климат в руководимых ими коллективах, как правило, нельзя оценивать как благополучный. Именно в этих классах задерживается, по мнению И. П. Андриади, формирование коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru