Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики

Страница 2

Либеральный стиль отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность, нежелание принять на себя ответственность за решение и их последствия. Формально выполняя свои обязанности, педагог пытается самоустраниться от руководства, избежать роли воспитателя, ограничившись лишь преподавательской деятельностью. В основе либерального стиля руководства лежит безразличное отношение к деятельности. И как следствие - потеря педагогом контроля за учениками, отсутствие адекватных знаний о взаимоотношениях в коллективе, неспособность влиять на становление личности учащихся.

Демократический стиль педагогического руководства ориентирован на стимулирование активности учеников. Основной рычаг управления, используемый учителем - опора на коллектив. Ему присущи активно -положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Конфликты он воспринимает как объективное явление, старается из них извлечь воспитательную пользу на будущее, вникая в их первопричину и суть. Демократ добивается желаемого результата убеждением, ему свойственно равное общение, но в целях воспитательного воздействия он использует и шутку, и иронию, и приветливую, теплую интонацию. Психологический климат в руководимых педагогом-демократом классах всегда сравнимо благополучнее. Межличностные отношения отличаются доверием и высокой требовательностью к другим, терпимостью, справедливой и конструктивной критикой. Хотя в чистом виде вышеназванные стили не встречаются, тем не менее, роль кого-нибудь доминирует. Это решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе.

Важным компонентом педагогического управления является педагогическая диагностика.

Диагностика уровня развития коллектива, отслеживающая степень его сформированности производится с учетом основных его признаков:

- общей социально - значимой цели;

- совместной деятельности, направленной на достижение этой цели;

- отношений ответственной зависимости и зависимой ответственности в коллективе, ответственности перед своим коллективом;

- наличием органов самоуправления;

- наличием условий для творческого самовыражения каждого из учащихся.

Кроме вышеперечисленных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношение между членами.

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько уровней развития коллектива.

1. Цели коллектива обычно сосредоточены на внутреннюю жизнь класса, появляется, но не у всех, заинтересованность в совместных делах. Эмоционально-психологические отношения опережают деловые. Каждый старается найти микрогруппу в которой бы его приняли. Эмоциональная сфера неустойчива, часто бывают конфликты, Чувство "Мы" возникает только в делах, которые удается организовать как коллективные. Общественное мнение только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств. К окончанию первой стадии большинство учащихся принимает цели коллектива и участвует в коллективных делах. Часть школьников (актив), уже на этом этапе получают возможность проявления своих творческих возможностей.

2. Класс стремиться к разнообразию деятельности, формируется работоспособный актив, хотя учащиеся испытывают еще определенные затруднения при организации самоуправления. Стабилизируется состав дружеских микрогрупп. Изменения в их составе сводится, как правило, обычно к введению или выведению из нее одного-двух человек, однако полностью они обычно не распадаются. Увеличивается число контактов между группами, порой наблюдается их слияние. Конфликты в основном связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения, как отдельных членов коллектива, так и объединяющих их групп. Класс способен решать возникающие конфликты самостоятельно. К окончанию второй стадии в деятельности коллектив ориентирован не только на себя, но и на принесение пользы другим; еще существуют "изолированные" школьники, но их число обычно не более трех; резко увеличивается число взаимных выборов; развивается активность, ответственность за класс, за своих товарищей. Возникают некоторые объективные условия для развития творческой индивидуальности.

3. Осуществляется нравственная цель, деятельность на пользу других людей, которая определяет всю организацию жизни коллектива. Отношения носят гуманистический характер, каждый школьник представляет собой ценность для класса. Рост возможностей для личностного самовыражения каждого за счет реализации своих творческих задатков. Деловые и эмоционально - психологические отношения гармонично связаны между собой. Школьники ради успеха дела способны стать выше своих симпатий или антипатий. Границы между дружескими микрогруппами становятся все более размытыми. Конфликты единичны и школьники, в основном, способны самостоятельно их преодолевать. Атмосфера становится все более оптимистичной и доброжелательной. Общественное мнение сформировано и может быть использовано как мощный фактор регулирования жизни класса.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Экспериментальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы
Согласно теории видного отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внима ...

Исторические и методические аспекты изучения взаимосвязи национальных литератур
В методике преподавания литературы в России уже с середины XIX века заметно стремление выработать определенную систему ознакомления учащихся с произведениями зарубежных писателей. Ф.И. Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» (1848) указывал, что важнейшим фактором воспитания подрастающего поко ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru