Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива

Страница 1

Одним из условий обеспечивающих эффективность педагогического управления развитием коллектива старшеклассников является учет педагогом возрастных особенностей учащихся.

Старший школьный возраст (ранняя юность) охватывает период развития детей от 15 до 17 лет.

К концу этого этапа завершается характерный для подросткового возраста бурный рост и развитие организма, наступает относительно спокойный период физического развития.

Особое значение в ранней юности приобретает развитие личности школьника. Интенсивно развивается моральное сознание человека, формируется теоретическое мышление, определяются черты характера и как следствие всего этого начинает складываться мировоззрение.

Серьезные изменения происходят в уровне развития умственных способностей старшеклассников. К 15-16 годам они уже сформированы и продолжается процесс их совершенствования. Мысленная деятельность более устойчива, активна и самостоятельна. Учащиеся расширяют свой понятийный аппарат, тяготеют к обобщениям, поиску закономерностей, к теоретическим размышлениям. Как отмечал М. С. Кон умственное развитие старшеклассника также заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

В этом возрасте усиливается произвольное внимание, увеличивается его объем, устойчивость, способность его переключения с одного предмета на другой. Для старшеклассников характерно преобладание произвольной памяти, хотя непроизвольное запоминание не исчезает из практики. В данный возрастной период школьники значительно чаще начинают использовать разнообразные приемы запоминания; составление планов, схем, текстов, конспектов, выделение главных мыслей.

Для учащихся старших классов учебно-познавательная деятельность является ведущей. Это их повседневная жизненная практика, в процессе которой они приобретают свой жизненный опыт.

По мнению В. А. Крутецкого умение управлять познавательными процессами стимулируется развитием познавательных интересов, ростом сознательного отношения к учению. К концу старшего школьного возраста учащиеся могут полностью управлять своими познавательными процессами .

Старшим школьникам свойственна устремленность в будущее. Причем их уже меньше интересуют так называемые близкие перспективы повседневной школьной жизни. Все большее значение учащиеся придают перспективам, связанным с возможностями получить профессиональную подготовку и приобщиться к той или иной сфере практической деятельности. В связи с этим у юношей и девушек начинает проявляться избирательное отношение к учебным предметам, быстро начинают развиваться специальные способности, определяется устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знаний, области деятельности. Такой интерес стимулирует расширение и углубление знаний в определённой области.

Таким образом, в связи с выбором профессии качественно меняется учебная мотивация, ибо учебная деятельность становиться теперь средством реализации своих жизненных планов, устремлений. Реальность реализации перспектив является основой жизненного оптимизма старшеклассников, уверенности в своей социальной значимости и человеческом достоинстве.

Эти особенности позволяют нам заключить, что качественно выстроенные коллективные отношения выступают гарантом утверждения искомых чувств (социальной значимости, востребования в среде сверстников и преподавателей). Таким образом, создается благоприятная среда для формирования чувства собственного достоинства старшеклассников.

Процесс приобретения жизненного опыта в ранней юности наиболее труден в эмоциональном плане. В психолого-педагогической литературе подчеркивается противоречивый характер личностного развития старшеклассников. Их перестает удовлетворять занимаемое положение в системе межличностных отношений; прежняя полудетская, полувзрослая социальная роль начинает осознаваться как не соответствующая их возрастным возможностям. Возникает противоречие между стремлением утвердиться в жизни и характером их отношений с окружающими людьми; проявляется стремление юношей и девушек к автономии, к отстаиванию права быть самим собой.

Как подчеркивал М. С. Кон "современная психология ставит вопрос об автономии (потребность и право юноши решать самостоятельно лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых) .

Старшеклассники стремятся иметь обобщающее мнение не только относительно окружающей их действительности, но о мире, о философских, бытовых и других проблемах, но и относительно самих себя, своего места в мире. Появляется интерес к самопознанию, к собственной личности. Следствием данных устремлений является потребность в уединении, как отражение определенной стадии развития личности. Реализация данной потребности, по мнению А. В. Мудрика, является одним из условий развития личности в этом возрасте. В уединении юноши и девушки имеют возможность осознать те объективные и субъективные изменения, которые происходят в них, выработать новое видение самих себя, новую самооценку и т.д.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента
Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента. Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньш ...

Процесс вступления стран в Болонскую систему
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками: с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru