Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива

Страница 1

Одним из условий обеспечивающих эффективность педагогического управления развитием коллектива старшеклассников является учет педагогом возрастных особенностей учащихся.

Старший школьный возраст (ранняя юность) охватывает период развития детей от 15 до 17 лет.

К концу этого этапа завершается характерный для подросткового возраста бурный рост и развитие организма, наступает относительно спокойный период физического развития.

Особое значение в ранней юности приобретает развитие личности школьника. Интенсивно развивается моральное сознание человека, формируется теоретическое мышление, определяются черты характера и как следствие всего этого начинает складываться мировоззрение.

Серьезные изменения происходят в уровне развития умственных способностей старшеклассников. К 15-16 годам они уже сформированы и продолжается процесс их совершенствования. Мысленная деятельность более устойчива, активна и самостоятельна. Учащиеся расширяют свой понятийный аппарат, тяготеют к обобщениям, поиску закономерностей, к теоретическим размышлениям. Как отмечал М. С. Кон умственное развитие старшеклассника также заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

В этом возрасте усиливается произвольное внимание, увеличивается его объем, устойчивость, способность его переключения с одного предмета на другой. Для старшеклассников характерно преобладание произвольной памяти, хотя непроизвольное запоминание не исчезает из практики. В данный возрастной период школьники значительно чаще начинают использовать разнообразные приемы запоминания; составление планов, схем, текстов, конспектов, выделение главных мыслей.

Для учащихся старших классов учебно-познавательная деятельность является ведущей. Это их повседневная жизненная практика, в процессе которой они приобретают свой жизненный опыт.

По мнению В. А. Крутецкого умение управлять познавательными процессами стимулируется развитием познавательных интересов, ростом сознательного отношения к учению. К концу старшего школьного возраста учащиеся могут полностью управлять своими познавательными процессами .

Старшим школьникам свойственна устремленность в будущее. Причем их уже меньше интересуют так называемые близкие перспективы повседневной школьной жизни. Все большее значение учащиеся придают перспективам, связанным с возможностями получить профессиональную подготовку и приобщиться к той или иной сфере практической деятельности. В связи с этим у юношей и девушек начинает проявляться избирательное отношение к учебным предметам, быстро начинают развиваться специальные способности, определяется устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знаний, области деятельности. Такой интерес стимулирует расширение и углубление знаний в определённой области.

Таким образом, в связи с выбором профессии качественно меняется учебная мотивация, ибо учебная деятельность становиться теперь средством реализации своих жизненных планов, устремлений. Реальность реализации перспектив является основой жизненного оптимизма старшеклассников, уверенности в своей социальной значимости и человеческом достоинстве.

Эти особенности позволяют нам заключить, что качественно выстроенные коллективные отношения выступают гарантом утверждения искомых чувств (социальной значимости, востребования в среде сверстников и преподавателей). Таким образом, создается благоприятная среда для формирования чувства собственного достоинства старшеклассников.

Процесс приобретения жизненного опыта в ранней юности наиболее труден в эмоциональном плане. В психолого-педагогической литературе подчеркивается противоречивый характер личностного развития старшеклассников. Их перестает удовлетворять занимаемое положение в системе межличностных отношений; прежняя полудетская, полувзрослая социальная роль начинает осознаваться как не соответствующая их возрастным возможностям. Возникает противоречие между стремлением утвердиться в жизни и характером их отношений с окружающими людьми; проявляется стремление юношей и девушек к автономии, к отстаиванию права быть самим собой.

Как подчеркивал М. С. Кон "современная психология ставит вопрос об автономии (потребность и право юноши решать самостоятельно лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых) .

Старшеклассники стремятся иметь обобщающее мнение не только относительно окружающей их действительности, но о мире, о философских, бытовых и других проблемах, но и относительно самих себя, своего места в мире. Появляется интерес к самопознанию, к собственной личности. Следствием данных устремлений является потребность в уединении, как отражение определенной стадии развития личности. Реализация данной потребности, по мнению А. В. Мудрика, является одним из условий развития личности в этом возрасте. В уединении юноши и девушки имеют возможность осознать те объективные и субъективные изменения, которые происходят в них, выработать новое видение самих себя, новую самооценку и т.д.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru