Самоуважение личности полноценно в первую очередь в процессе ее общественно ценной и личностно значимой деятельности, которая в условии школьного или ученического коллектива управляется педагогом и самими учащимися.
Процессы самосознания, самоутверждения связаны с формированием мировоззрения и юность - решающий этап его становления.
К. Обуховский заметил, что потребность в смысле жизни, в том чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрешенных событий, а как цельный процесс имеющий определенное направление, преемственность и смысл - одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается очень остро.
Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, то есть осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В этом смысле позитивный опыт социальных отношений в школьные годы в ученическом коллективе, необходим как фундамент будущих конструктивных социальных взаимодействий учащихся.
Итак, юношеский возраст характеризуется следующими особенностями:
1. Формируется умение управлять познавательными процессами, рост сознательного отношения к учебе может служить фактором организации познавательной групповой деятельности.
2. Возрастает потребность уверенности в своей социальной значимости, востребованности, человеческом достоинстве, самопознании, самоутверждении.
3. Возрастает потребность в дружбе, которая носит более устойчивый характер, за счет того, что юноши и девушки способны забыть ссоры, мелкие неприятности ради сохранения дружеских отношений.
4. Учащиеся накапливают свой социальный опыт, отрабатывают и апробируют свои жизненные стратегии.
5. В данном возрасте нравственные представления являются достаточно гибкими, что служит предпосылкой для их нормального формирования.
6. Большое значение приобретает самооценка.
7. Формируется мировоззрение учащихся.
Таким образом, у старших школьников наличествует целый ряд личностных предпосылок, способствующих эффективному педагогическому управлению коллективными отношениями, благоприятно влияющими на становление личности каждого из них.
Другие статьи:
Зрительное восприятие и его информативные признаки
С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. Восприятие формы предметов Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественн ...
Специфика
внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного
класса, планирование предстоящего занятия с учетом
особенностей класса
Психолого-педагогическая характеристика класса Городская муниципальная средняя школа № 39, 10 класс "А", социально-экономический профиль, 11 девочек и 5 мальчиков, 14 – 15 лет, смены классного руководителя не происходило. Общая успеваемость в классе выше среднего. До общего уровня не дотягивают 3 ч ...