Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива

Страница 2

Большое значение имеют в этом возрасте дружба, доверительные отношения. Именно в ранней юности впервые проявляется непреодолимая потребность поделиться своими переживаниями, "излить душу". Дружба в этом возрасте на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность и носит более устойчивый характер. Это выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности. Юношеская дружба учит одновременно и самораскрытию и пониманию другого человека.

Ранний юношеский возраст это пора первой любви, возникновения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. В этих отношениях формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают определенный индивидуально-своеобразный ответ на вопрос "Каким быть"?

М. Ю. Кондратьев отмечает, что "неформальные взаимоотношения старшеклассников приобретают все большую ценность", они "играют роль своего рода испытательного полигона" на котором юношами и девушками отрабатываются, апробируются, проверяются на верность стратегия и тактика будущей взрослой жизни.

По мнению З. К. Селивановой, старшие подростки с одной стороны представляют собой сформированные личности, а с другой их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Их жизненный опыт небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. В связи с этим следует отметить, что старший школьный возраст - решающий этап в нравственном становлении человека. В этом возрасте на еще не окрепшее, назакаленное, но уже по-настоящему прозревшее моральное сознание юношей и девушек обрушивается широчайшая гамма жизненных противоречий между "хочу и надо", "можно и нельзя", для себя и для других", "существует и доступно".

Названные выше особенности ложатся в основу самосознание старшеклассника, открытие своего внутреннего мира. Свое сознание и познавание старший школьник направляет во внутрь и учится понимать самого себя, правильно воспринимать и оценивать собственные качества личности и отношения. Завершение физического развития и полового созревания приводит к большим изменениям в облике старшеклассников; они начинают осознавать свое физическое "я". В процессе самопознания формируется самооценка юношей и девушек. Так психолог В. С. Мерлин считает, что способность к социально-нравственной самооценке формируется именно в юношеском возрасте, и считает ее важнейшим новообразованием возраста.

Одно из проявлений свойств юности - довольно частая переоценка ценностей, в связи с чем самооценка может резко меняться от заниженной к завышенной и наоборот.

Важным моментом самосознания также является самоуважение, которое складывается в ранней юности и отражает степень принятия себя, удовлетворенность собой как личностью.

Опыт оценочных суждений и самооценки складывается у старшеклассников в процессе общения со сверстниками, мнение которых является наиболее значимым для развития положительной репутации и чувства самоуважения. По мнению Л. И. Божович, только наличие положительной оценки создает переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Поэтому в воспитании очень важно развивать у учащихся правильное взаимное восприятие, умение объективно оценить других и себя самого, что возможно в условиях сформированного коллектива.

Одной из проблем является усиливающаяся в этом возрасте критичность и самокритичность, что не позволяет молодым людям давать взвешенную оценку нравственных поступков других людей и своих собственных. Весьма часто, проявляя достаточно объективную оценку нравственных отношений других людей, они занижают или завышают нравственную значимость своих действий и поступков.

Для старшеклассников значение самооценки очень важно. По мере взросления школьник ориентируется все больше на свое собственное мнение, и впоследствии такой переход является основой его поведения. Установление же нормальных внутриколлективных отношений в свою очередь способствует гармонизации самооценки каждого учащегося.

Логическим подтверждением процесса становления самосознания является потребность старших школьников в самоутверждении. В юности его уровень, направление и т.п. может иметь значение для всей последующей жизни. В данный период самоутверждение отождествляется с достижением самостоятельности, которая ассоциируется со взрослостью.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Функции контроля знаний
Одним из важных структурных элементов каждого урока в частности и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Контроль за знаниями всегда находится в зоне пристального внимания учителя и свидетельствует о результатах обучения. Учитель, стремящийся к тому, чтобы ученики действи ...

Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков
Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги, использующие данное понятие, вкладывают в него общий, разделяемый всеми смысл. В нашем иссл ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru